Главная    Долина мудрости  •  Гостевая  • 

 

Теория
волшебства

Sun

 

Давайте попробуем ответить себе на вопрос: волшебство это явление, проявляющееся только в сказках, или оно свойственно и реальной жизни?

Если Вы будете использовать эту программу, над данным вопросом необходимо поразмышлять, не жалея времени. Дело в том, что ответ на него прямо связан с Вашей позицией как ведущего. И если Вы придете к выводу, что волшебству есть место в реальном мире, — наши дальнейшие рассуждения позволят Вам укрепить свою позицию и эффективно использовать данную программу.

Итак, как же проявляется волшебство в реальном мире?

Во-первых, в искусстве формирования и поддержания в себе особого состояния души, основанного на творческом отношении к жизни.

Есть люди, которые без специальных психологических упражнений и психотерапевтической поддержки умеют находить радость в мелочах. Какие бы обстоятельства и ситуации не охватывали их тесным кольцом, эти люди удивительным образом разрешают трудности. Может, это происходит благодаря тому, что они не поддаются панике и суете, верят в созидательную природу человека, и живут в соответствии с этими ценностями. Рядом с такими людьми легко и светло, у них все "в руках спорится". Не это ли можно назвать волшебством?

Эти люди умеют не поддаваться мелочным обидам, не погружаться в переживания "несправедливости этого мира". Вместо этого они постоянно поддерживают в себе чувство перспективы, веры в успех. Благодаря этому развивается их способность творчески изменять или принимать любую жизненную ситуацию.

У замечательного петербургского сказочника Андрея Владимировича Гнездилова есть чудесная сказка о таких людях. Называется эта история "Дворник".

Андрей Гнездилов

Дворник

В одной небольшой стране был зимний вечер. А в ее самом большом городе падал густой снег. Все улицы уже были завалены сугробами, но никого это поначалу не беспокоило. И в первую очередь — дворников. Они считали себя обиженными и не собирались работать на весь город. — Нам слишком мало платят за наш тяжелый труд, — говорили они. — Всех детей, кто плохо учится, стращают тем, что они пойдут работать в дворники. Никто не смеет с нас что-то требовать, ведь не мы заказываем погоду. Идет снег или не идет, мы получаем одну и ту же зарплату.

Итак, город засыпало снегом. И лишь на одной улице работал единственный дворник. Он старательно расчищал тротуары, проделывал дорожки среди сугробов и, даже справившись со своим участком, переходил на следующий. Короче говоря, это был дворник-чудак, который умудрялся любить свою работу. И, конечно же, он вызывал самые противоречивые чувства. Одни хвалили его, потому что гулять в городе можно было только по его улице, другие, а среди них все остальные дворники, — ругали. Объяснений его поведению находилось множество.

— Чего ж ему не работать, если он побогаче нас с вами? — говорили одни. -Посмотрели бы вы, как он получает зарплату. Даже не пересчитывает денег, сунет их в карман и идет дальше.

— Да он просто находит деньги на улице. Метет себе тротуар, а там то одна монета, то две, то три. На его улице просто живут рассеянные люди, которые постоянно теряют деньги, — утверждали другие.

— Неспроста он завлекает жителей гулять по своей улице. Они гуляют, а денежки у них так и падают, так и падают, — заявляли третьи.

— Да ему больше делать нечего, как работать, — твердили четвертые. — Здоров, всем доволен, самый счастливый. Вот и все дела.

Но самое печальное, что все эти сплетни никто не брался опровергать. Даже те, кто хвалил дворника, в глубине души считали его не вполне нормальным. А может, и впрямь он был чудаком... Ведь когда его спрашивали, он никогда не жаловался на судьбу и считал себя удачливым. Соглашался с тем, что он и самый богатый, и самый здоровый, и самый счастливый человек в городе. Меж тем, именно в эту снежную зиму, в этот снежный вечер ему следовало бы помолчать. А он еще мурлыкал песенку, расчищая свою улицу. Вероятно, он рассердил метель, и она не кончалась, чтобы проверить его терпение.

Так до утра они и боролись, а в результате весь город засыпало снегом до самых крыш.

Люди проснулись поздно и решили, что не пойдут на работу, потому что незачем рисковать здоровьем и жизнью, пробираясь через сугробы. А главное-не их дело расчищать город от снега, а дворников.

Так прошел не один день, и жители стали замерзать, голодать. Они умирали, проклиная дворников. Но никому не пришло в голову взять лопату и выйти на улицу. Ведь это не их дело.

А дворники в это время прорыли ходы в сугробах и собрались вместе, чтобы составить заговор.

— Пришел наш час! — торжественно решили они. — Весь город и его судьба в наших руках. Всю свою жизнь мы были самыми униженными среди всех. Теперь мы станем выше всех.

И вот они, вооружившись лопатами, добрались до ратуши и потребовали от правительства отдать им всю власть в государстве. Что было делать городским советникам, как не подчиниться? Один за другим откапывали дворники дома и тут же приводили к присяге жителей города, требуя, чтобы те признали их власть.

Первый указ нового правительства гласил, что всем жителям страны вменяется в первейшую обязанность соблюдать чистоту, дабы облегчить работу дворникам. Правда, после этого указа дворникам стало нечего делать, но зато была восстановлена справедливость, которую, по мнению правительства, столь долго попирали. Второй указ был направлен против того чудака, который был бельмом на глазу у всего города. Его лишили звания дворника, и заодно, той высокой зарплаты, которая отныне вводилась за этот труд.

Чудак не противился. Лишь спросил, можно ли ему стать строителем и, получив согласие, удалился из города.

Прошло немного времени. Как-то через эту страну проезжала прекрасная принцесса. Только один взгляд на нее вызывал самые пылкие восторги. Воистину, она была удивительной красавицей! Весь город сбежался посмотреть на нее.

— О, если б она осталась жить у нас, — говорили люди, — мы могли бы гордиться своей страной. Она прославила бы ее на весь мир!

Да, в присутствии принцессы все ощутили свою бедность. В стране была только чистота, а кроме нее, ничего больше не было. С тех пор, как все стали наводить порядок и заниматься уборкой, государство опустело. Все старое сносили и сжигали. У деревьев обрубали ветви, чтобы от них было меньше листьев и мусора, животных загоняли в специальные сады, дабы они не мешали порядку.

И вот когда принцессе предложили остаться в их стране, она удивленно спросила:

— А что же у вас есть, ради чего можно жить?

Никто не мог ответить на этот вопрос. Для всех это и была бы принцесса. Ради нее они хотели бы жить в своей стране. Вдруг кто-то случайно вспомнил про чудака-дворника. Воистину, только его и могли они показать красавице-принцессе.

— У нас живет самый счастливый человек! — закричали они.

— Он единственный в мире, так же, как и вы!

Вспомнив, в какую сторону ушел чудак, они немедленно собрались в путь за ним. И тут уже пришлось удивляться не одной принцессе, но и жителям страны. Оказывается, чудак поселился в самом заброшенном уголке государства, но, став строителем, умудрился выстроить там целый дворец, окруженный лесным парком. Не нужно было задавать вопросов, чтобы увидеть, что чудак опять чувствует себя счастливым. Увидев, что принцесса довольна, люди бросились к нему, и предложили немедленно стать принцем.

— А что я должен буду делать? — спросил он.

— Ничего! Ты просто будешь принцем и мужем прекрасной принцессы! — отвечали ему.

— Но я не умею ничего не делать! — заявил чудак.

— Ну... повелевай нами!..

— И этого я не умею.

— Ну, делай, что хочешь, и еще будь нашим принцем. А мы будем брать с тебя пример.

Чудак еще раздумывал, соглашаться ли на новую должность, но тут принцесса улыбнулась ему и взяла дело в свои руки.

И вот красота и счастье стали править страной. Принц нашел себе дело и заботился обо всех своих подданных. Он вставал раньше всех, брал в руки метлу и шел убирать улицы, а потом начинал строить, а потом делал еще массу дел. И его подданные, видя его заботу, также начинали заботиться друг о друге. Поэтому вся страна благоденствовала.

Каковы источники этого волшебного состояния души? Наверное, внутренняя гармония и любовь. И, согласитесь, именно к этому состоянию души чудака из сказки стремятся многие из нас. Как много дел, забот, проблем нам приходится решить, чтобы прикоснуться к этому состоянию. Но кто его пережил однажды, всю жизнь "подпитывается" этой энергией. Быть может, дорогие читатели, среди ваших знакомых есть такие люди-волшебники?

Во-вторых, в реальном мире волшебство проявляется через искусство "положительного мышления", основой которого является созидательная, творческая, преобразующая сила человека.

Мэри Дейли в своих философских работах использует термин "психический активизм". Идея этого понятия заключается в преобразовании человеком окружающего пространства, в проявлении способности влиять на события. Инструменты влияния на реальность — метафоры. Согласно М. Дейли, метафора подразумевает движение: "Метафора — это функция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобразующим действием. Порой метафоры изменяют значение не только слов, но и явлений окружающего мира".

Если следовать этой логике и дальше, то можно догадаться, что использование метафор, влияет на нашу судьбу. А что значит "использовать метафоры" в понимании сказкотерапевта? Сочинять сказки!

Сочиняя сказки, человек зашифровывает в метафорах реальные события. Наш опыт показывает, что сказки, сочиняемые людьми о своем будущем, очень часто сбываются. Поэтому так важен в сказке хороший конец.

Сказкотерапевт старается сформировать у своих клиентов "культуру хорошего конца", ибо это является залогом развития "положительного мышления". Человек — саморазвивающаяся система, поэтому большое значение имеют исходные посылки для развития, то есть идеи, мысли, чувства. Сказочные сюжеты представляют собой жизненные программы, которые разворачиваются и реализуются в течении некоторого времени. Поэтому мы часто наблюдаем как сказки, сочиняемые нашими клиентами, сбываются в их жизни. Это не магия, а осознанный подход к жизни и большой труд "положительного мышления".

Воистину, мысль материальна. Ведь стоит только оглядеться вокруг — многое из того, что мы видим, раньше было чьей-то мыслью. Летучий корабль, яблочко, катящееся по тарелочке, тоже раньше были только мыслеобразами. Но сегодня для нас привычны самолеты, телевизоры, компьютеры.

Поэтому, сочиняя добрые сказки с хорошим концом, записывая их, человек проявляет заложенную в нем великую созидательную творческую силу. Ведь именно сила мысли, воплощенная в материи, благоустраивает окружающий мир.

В третьих, в реальности волшебство проявляется как способность человека к трансформации, то есть превращению, изменению объектов окружающего мира и самого себя.

Самый простой пример волшебства как трансформации — это приготовление пищи. Попробуем объяснить это ребенку.

Пример разговора с ребенком о волшебстве как трансформации

Задумывался ли ты над тем, как становятся волшебниками? Может, тебе кажется, что достаточно добыть волшебную палочку, взять ее в руки, взмахнуть, и… случится волшебство. Ведь именно так происходит в известных кинофильмах. Но, если ты смотрел фильм о Гарри Поттере, то ты видел, что для каждого существует своя, особая волшебная палочка, и не так-то просто научиться ею пользоваться.

То, что в сказочном мире делает волшебная палочка, в нашем реальном мире делают наши знания, мысли, чувства и… руки. Да-да, именно так, не удивляйся, а лучше представь себе, как твоя мама готовит самый вкусный яблочный пирог.

Она берет муку, яйца, дрожжи, яблоки и другие продукты. Она, зная рецепт, умеет все правильно смешать и приготовить тесто. Говоря нашим волшебным языком, мама умеет ПРЕВРАТИТЬ муку, яйца, дрожжи в ТЕСТО. Мама знает как правильно выпекать пирог в духовке, как украсить его и подать к столу.

А теперь представь себе, что ты никогда в жизни не видел всего процесса приготовления пирога. Мама показывает тебе пакет с мукой, яйца, кусочек дрожжей, яблоки, берет в руки волшебную палочку и говорит: "Веришь ли ты, что я смогу с помощью волшебной палочки и своей волшебной силы ПРЕВРАТИТЬ эти продукты во вкусный яблочный пирог?" Если ты уверен в том, что волшебства в нашей жизни не бывает, тогда ты можешь сказать: "Не верю!" Но если ты допускаешь, что и в реальной жизни возможно волшебство, ты можешь ответить маме: "Верю!"

"Хорошо, — говорит мама, — для того чтобы сотворить волшебство нужно время. Прошу тебя пойти погулять или заняться своими делами, а я тебя позову".

И вот, прошло некоторое время, и мама зовет тебя. У нее в руке волшебная палочка, а рядом с ней стоит что-то, накрытое полотенцем. Она взмахивает волшебной палочкой, и говорит: "Раз, два, три, превращение муки, яиц и яблок в наивкуснейший пирог свершилось!" В это время она поднимает полотенце, и ты видишь…ЯБЛОЧНЫЙ ПИРОГ.

Выходит, твоя мама — ВОЛШЕБНИЦА! Но что ей помогает творить волшебство: волшебная палочка или ее знания, труд, любовь? Конечно, ее знание рецепта, труд по превращению продуктов в пирог, любовь к тебе и членам твоей семьи.

Получается, что волшебная возможность превращать одно в другое есть и в нашем мире. Она есть и у тебя. Например, ты можешь с помощью цветных карандашей ПРЕВРАТИТЬ белый лист бумаги в красивый рисунок. Или ПРЕВРАТИТЬ не решенные примеры из задания по математике — в решенные.

Итак, волшебство, искусство превращать одно в другое, есть и в нашем мире. И ты можешь овладеть этим мастерством, так как необходимые способности у тебя уже есть.

Волшебство как искусство превращать одно в другое проявляется в нашей жизни повсеместно и доступно любому человеку. Главное — захотеть.

Однако мы рассмотрели лишь пример волшебства, трансформации по отношению к объектам окружающего мира. Но есть еще один важный аспект волшебства как трансформации — это изменения себя. Настоящий волшебник, произнеся заклинание и взмахнув волшебной палочкой, может превратиться в кого угодно. Это называют способностью к "оборотничеству".

Слово "оборотничество" может ассоциироваться у некоторых с негативным явлением. Действительно, в современных фильмах ужасов оборотень — это страшный персонаж. Как правило, изначально он прикидывается человеком, но при определенных обстоятельствах вылезает его звериная сущность. Но "ужастики" про оборотней не только приобретение современного кинематографа. Раньше и в деревнях, и в городах тоже рассказывали истории про оборотней. Однако когда мы говорим о способности к "оборотничеству", подразумевается совсем иной смысл.

Совершить "оборот" означает с определенной целью превратиться в некое существо, а потом вновь принять свой прежний облик. Принцип оборотничества широко используется в педагогической и психологической практике, когда ребенку предлагается представить себя животным, сказочным героем.

Однако, когда ребенок представляет себя животным или сказочным героем его внешний облик существенно не изменяется, поэтому у него может возникнуть ощущение, что реального волшебства не происходит. Но это не так. Все дело в том, что доброе волшебство — НЕВИДИМО. Нередко дети разочарованно спрашивают: "Почему?" Попробуем объяснить.

Пример объяснения ребенку того, почему волшебство невидимо

Вероятно, тебя разочарует то, что волшебство невидимо. Но, тем не менее, это важный секрет доброго волшебства. Давай узнаем его получше.

Итак, ты желаешь превратиться… скажем, в лошадь. Красивую, сильную, быструю. Ты закрываешь глаза, и… превращаешься. Открыв глаза, ты бежишь к зеркалу и видишь…вовсе не лошадь, а свое обычное отражение. Почему? Не знаешь? Думаешь, что волшебного превращения не произошло? А вот и нет! Оно произошло, только осталось невидимо нашему глазу. Знаешь почему?

Представь себе, что произойдет, если ты превратилась в лошадь, а в это время в комнату неожиданно зашла бабушка. Конечно, увидев вместо любимой внучки совершенно незнакомую большую лошадь, бабушка, в лучшем случае, схватится за сердце. В худшем, упадет в обморок. Скажи, пожалуйста, полезно ли это для ее здоровья? Конечно, нет. Если волшебство вредно для здоровья близких, разве оно может называться добрым? Безусловно, нет.

Поэтому доброе волшебство не меняет облика волшебника, чтобы его близкие не испугались и не повредили своего здоровья.

Но как же тогда действует волшебство? Это происходит так.

В первую очередь настоящий волшебник перед превращением задает себе вопрос: а зачем я хочу превращаться, какие качества, возможности я хочу приобрести? Допустим, он хочет быть быстрым и сильным. Потом он начинает размышлять, в кого ему надо превратиться, чтобы быть быстрым и сильным, и приходит к выводу, что образ лошади лучше всего подходит для реализации задуманного. И тогда он говорит: "Я хочу превратиться в лошадь, чтобы быть быстрым и сильным!" И… превращается, правда, этого никто из его близких не заметит. Но зато он станет сильнее.

Но самое удивительное другое. Когда волшебник превращается обратно в самого себя, качества того, кем он был, могут у него остаться. То есть, если он был лошадью, ощущение силы и способность быстро бегать у него могут остаться на некоторое время. Но, а если он хочет, чтобы эти качества остались у него надолго, ему необходимо тренироваться, чтобы их поддерживать.

Итак, волшебство позволяет превратиться в кого-либо, приобрести его качества и возможности, и, "вернувшись" в самого себя, поддерживать, тренировать их. При этом доброе волшебство сильно не меняет облика, чтобы не доставлять неприятностей тем, кто тебя знает и любит. Кроме того, серьезно изменять свой облик не полезно для здоровья.

Итак, трансформация, как аспект волшебства, подразумевает чудесные, но подготовленные и осмысленные изменения. И этому доброму волшебству есть место в нашей жизни.

В этих трех аспектах волшебство проявляется в нашем реальном мире. Но в контексте сказкотерапевтических занятий мы путешествуем по сказочной стране и можем столкнуться с еще одним проявлением волшебства — с героями сказочного мира. Феи, Волшебники, Сказочные животные являются в виде кукол, становятся помощниками и учителями в сказочной стране.

Итак, размышлять о волшебстве ребенку, подростку и особенно взрослому очень важно. Это дает возможность вырваться из "пелены обыденности" и посмотреть на мир творческим, созидающим взглядом Волшебника.

С другой стороны, разговор о волшебстве становится необходимым тогда, когда вы заметили, что ребенок легко берет волшебную палочку и с ее помощью собирается разрешить все трудности. Это означает, что он еще мало знает о волшебстве. О том, что волшебство — это великий труд. За одним взмахом волшебной палочки стоят огромные знания без которых не достичь желаемого результата. Поэтому настоящий Волшебник — это тот, кто много знает и использует свою силу на благо людям и окружающему миру. Тот, кто научился только "размахивать" волшебной палочкой, еще не волшебник. Если мы не будем говорить об этом с нашими воспитанниками, использование волшебства может способствовать прорастанию инфантильных тенденций.

Разговор же о волшебстве со взрослыми можно начать сказкой Феликса Кривина.

Феликс Кривин

Золушка

(из записок Кощея Бессмертного)

У нас лужайка, на лужайке дерево, а под деревом мы с бычком. Нас с бычком — раз-два и обчелся, и нам так не хватает кого-нибудь третьего… Ну, конечно, не кого-нибудь…

— Золушка, — говорю я, — ну зачем тебе эта теткина сказка? Не век же в ней вековать.

Я чудак. Я ничего не понимаю. Потому что как же она оставит ларек? Должен же кто-то продавать волшебные палочки.

— Бесплатно?!

Конечно, чтобы больше было чудес.

— Но ведь многие покупают их на дрова! Оказывается, они и покупают дрова. Все волшебство не в палочке, а в том, для чего ее покупаешь.

— Золушка, — говорю я, — разве тебе плохо на нашей лужайке? У нас и дерево есть, правда, всего одно дерево, но, когда стемнеет, это все равно, что в лесу. И будем мы под этим деревом жить-поживать, добра наживать — чем плохо?

— Жить-поживать? — испуганно отзывается Золушка. — Но ведь это же конец сказки. Когда так бывает, значит, уже конец.

Я ее успокаиваю. У нас с ней конца не будет. Ведь у нас же сказка про белого бычка. Я хочу рассказать ей сказку про белого бычка, но она рассказывает мне свою сказку.

В той сказке, в которой Золушка жила раньше, у нее было мало радости. Злая мачеха, злые сестры, сколько ни работай — никакой благодарности. Но потом Золушку полюбил принц, она стала его невестой, и тогда-то случилось самое страшное: все стали жить-поживать, добра наживать.

Туфельку больше не возили по городу в поисках Золушки, — теперь Золушку возили по городу в поисках туфелек, бальных платьев, жемчугов и других предметов первой царской необходимости.

Золушка жила во дворце. Прежде чем стать принцессой, ей надо было привыкнуть к новым условиям. Ей надо было привыкнуть к мягкой постели и вкусной еде, к лакеям, которые угадывают мысли на расстоянии, и к советникам, которые на расстоянии подсказывают мысли.

Золушка пробиралась на конюшню, где стояли рысаки, похожие на рысаков доброй волшебницы, и спрашивала:

— Лошадки, лошадки, вы из какой мышеловки?

Рысаки презрительно фыркали в ответ: происходить из мышеловки они считали для себя унизительным. Золушка подходила к лакею:

— Добрый человек, вы не могли бы снова стать ящерицей?

И лакей отвечал так, как отвечают все лакеи:

— Как будет угодно вашей милости.

Золушка все чаще вспоминала о своей тесной каморке. Там было сыро и холодно, и приходилось много работать, но зато там мыши превращались в рысаков, а тыква в карету. Здесь же кареты не растут в огороде, их делают знаменитые мастера, и бриллианты здесь — просто бриллианты, а золото — просто золото.

— Почему ты не радуешься? — спрашивал у Золушки принц.

— Мне не радостно.

— Это не причина. А почему не веселишься?

— Мне не весело.

— Это не причина.

Кончилось тем, что Золушка сняла туфельки и босиком ушла из дворца. Вдвоем с теткой они открыли ларек и продают в нем волшебные палочки.

— Но ведь для многих это просто дрова!

Она смеется:

— Если очень захотеть, даже твой прутик может стать волшебной палочкой.

— А когда палочки кончатся? Ведь все на свете имеет конец. Только наша сказка не имеет конца, потому что у нас все повторяется.

Но она сказала, что в жизни ничего не должно повторяться, что повторение — это все равно, что конец.

И что лучше иметь одну простую палочку, которая, если захотеть, может стать волшебной, чем иметь целое царство и больше ничего не хотеть.

«Нравственный иммунитет» и волшебство

В концепции сказкотерапии мы все чаще используем понятие "нравственный иммунитет", понимая под этим способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума. Содействие формированию нравственного иммунитета становится одной из важнейших задач сказкотерапевта.

Как "работает" нравственный иммунитет? Он "фильтрует" любую информацию духовного, ментального или эмоционального характера. Для этого применяется распознавание, дифференциация, осмысление, критическая оценка. И если информация, пройдя подобное "чистилище", признается позитивной для развития личности, то она включается в систему ценностей человека и дополняет его картину мира.

Информация, не прошедшая "чистилище", определяется как "разрушительная для личности", и поступает в "копилку" иммунной памяти. Благодаря этому, становится возможным более быстро распознавать и нейтрализовывать действие деструктивной информации при повторных воздействиях.

Нравственный иммунитет является приобретенным, его формирование происходит с момента рождения и продолжается в течение жизни. Одним из базовых компонентов нравственного иммунитета является система ценностей личности.

В детском и юношеском возрасте нравственный иммунитет "подпитывается" созидательными метафорами, содержащимися в народных и авторских сказках, легендах, притчах. В дальнейшем поддержание и развитие иммунной памяти связано с осмыслением и чувственно-смысловым проживанием важнейших духовных, культурных и социальных ценностей.

Таким образом, нравственный иммунитет является тем естественным механизмом, который формируется психикой для защиты "человеческого духа" и обеспечения внутренних условий для конструктивной самореализации.

Получается, что овладение основами доброго волшебства способствует формированию и укреплению нравственного иммунитета.

А теперь представим себе ситуацию, когда у ребенка или подростка знания о волшебстве есть (допустим они приобретены из кинофильмов и сериалов), а нравственный иммунитет еще не сформирован. Как легко направить всю силу своих помыслов и чувств чтобы наказать обидчика, получить желаемого, не прикладывая духовных и творческих сил! В этом случае преобразующая сила волшебства может быть использована для разрушения другого. А это уже называют колдовством.

Соотнеся понятия волшебства и нравственного иммунитета, мы получим определения доброго волшебства и колдовства (злого волшебства).

Слово "волшебство" обладает особым положительным эффектом. "Волшебник", "волшебница", — говорим мы, желая подчеркнуть чьи-то необычные созидательные способности. Волшебство связано именно с созиданием. Хотя встречаются и злые волшебники, но их чаще всего именуют колдунами, чернокнижниками.

В Западной Европе с 13 по 18 столетия колдовство являлось символом общения со сверхъестественными силами, направленными во зло. Колдовство оказалось опасным занятием в период "охоты на ведьм". По-видимому, со времен Средневековья в подсознании большинства людей хранится устойчивая ассоциация колдовства со злом. Тем более, что она подкреплена разнообразными сказочными историями, в которых героям приходится противостоять и бороться с колдунами, принимая помощь Добрых Волшебников.

Таким образом, волшебники (Добрые) выступают в качестве Созидателей, а колдуны — в качестве разрушителей. По отношению к сказочному герою Волшебник выступает в роли помощника, защитника, существа, стимулирующего у героя проявление лучших сторон души, открывающего чудесные возможности и способности. Колдун (или злой волшебник) выступает по отношению к герою в качестве манипулятора, гонителя, существа ограничивающего свободу, самоактуализацию, навязывающего свою волю.

Если мы перенесем метафору волшебства и колдовства во внутренний мир человека, то окажется, что:

Подвергаясь влиянию неблагоприятных фактором внешней среды, деструктивному манипулированию со стороны окружающих, человек как бы "заколдовывается". При этом повышается уровень тревожности, появляется агрессивность, суетливость, дисгармоничность. Такое может произойти и с ребенком, и со взрослым. Близкие не узнают человека — так он изменяется.

Образно говоря, при несформированном нравственном иммунитете клиент сказкотерапевта временно "заколдован" и требует "расколдовывания". Следуя этой логике, сказкотерапевту важно установить во что именно "заколдован" клиент.

Для этого в сказкотерапии используется задание: "Нарисуйте, во что бы вас могли заколдовать" (при этом допускаются уточнения: заколдовать может злая ведьма, колдун и пр.) Психологический анализ рисунка строится на символическом значении изображенного образа.

Но любое колдовство обратимо, и всегда можно найти действие, которое позволит "расколдоваться". Однако, побывав в состоянии "заколдованности" герой не может быть прежним, он обязательно должен измениться, стать лучше, приобрести новые качества, способности и возможности.

Чтобы увидеть, к какому чудесному образу может прийти человек, сказкотерапевт дает ему задание: "Нарисуйте, в кого бы вас превратил Добрый Волшебник". (Подробнее об этой методике можно прочитать в книге Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Д. Кудзилова "Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии": Спб, "Речь". 2003)

Итак, мы пришли к важным для нас определениям:

Волшебство (Доброе волшебство)

— это способность человека созидательно изменять себя, развиваться, поддерживать в себе особое творческое состояние, формировать позитивные мыслеобразы. Важное условие для доброго волшебства — созидательная система ценностей и нравственный иммунитет.

Колдовство (злое волшебство)

— это деструктивное изменение себя, другого, объектов окружающего мира; проявление несформированных нравственного иммунитета и системы ценностей.

Заколдованность

— временное "проблемное" состояние человека, связанное либо с чужим негативным воздействием, либо с несформированными нравственным иммунитетом и системой ценностей.

Этими понятиями будет пользоваться ведущий программы "Школа Волшебников" в процессе обсуждения с детьми и подростками приобретенного ими в процессе занятий опыта.

Rambler's Top100    Рейтинг@Mail.ru   
  Главная    Долина мудрости  •  Гостевая  •