Главная    Море любви  •  Гостевая  • 

Совместные проекты:

Институт сказкотерапии
и Клуб родителей
детей-инвалидов “Велонта”

Sun

Семья является средой, в которой формируется личность ребенка и закладывается ресурс его социальной адаптации. Микроклимат, который родители создают в семье, играет основополагающую роль в процессе развития ребенка. Ситуация рождения и воспитания ребенка-инвалида в большинстве случаев деформирует взаимоотношения в семье. В 30% случаев семьи распадаются. На женщину, имеющую ребенка-инвалида, накладывается еще один стрессовый фактор – расставание с любимым человеком. Нередко осложняются и взаимоотношения женщины с ближайшими родственниками и родственниками супруга: ее упрекают в рождении ребенка-инвалида. Если же ребенок стал инвалидом в течении жизни, родственники также обвиняют женщину в том, что она “плохая мать”. Женщине, обремененной столь тяжелыми испытаниями, чаще всего негде получить поддержку. Многие отмечали, что даже близкие друзья отворачивались от нее.

Что касается мужчин, отцов детей-инвалидов, рождение ребенка-инвалида часто воспринимается как ущемление его мужского достоинства. Поэтому немало мужчин переносят ответственность за рождение ребенка-инвалида на жену, и разводятся с нею. Однако существуют мужчины, у которых рождение ребенка-инвалида инициирует их социальную активность. Они начинают активно бороться за лучшее будущее своего ребенка. И таким образом самореализуются в социуме. Есть мужчины, которые в связи с рождением ребенка-инвалида кардинально меняют свой взгляд на мир: начинают увлекаться религией, духовными практиками и внедряют их в процесс воспитания ребенка и жены. Наиболее многочисленная группа мужчин, сохраняющих семью после появления ребенка-инвалида, считает своей основной задачей дополнительное материальное обеспечение семьи.

Есть семьи, в которых появление ребенка-инвалида укрепило взаимоотношения между супругами. Такие семьи являются опорой общества и государства, семейным институтом гармоничной социализации ребенка-инвалида.

Все эти соображения легли в основу создания на базе Специальной (коррекционной) школы № 4 Василеостровского района Санкт-Петербурга Клуба родителей детей-инвалидов, который был назван “Велонта”. В этом имени объединены первые буквы активных участников Клуба.

Концепция и методическое обеспечение работы Клуба было разработано Институтом сказкотерапии. В течении первых трех лет существования Клуба, все занятия в нем проводились специалистами Института.

Концепция Клуба родителей
детей-инвалидов “Велонта”

Родительский клуб, как объединение родителей, воспитывающих ребенка с особенностями развития, ставит перед собой следующие задачи:

  • Содействие формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия “болезни” и перейти к понятию “особых законов развития”.
  • Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.
  • Формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждением, позволяющих реализовать принцип взаимосвязи и взаимодополнения знаний, получаемых в учреждении и семье.
  • Содействие личностному и социальному развитию родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности.

Формы работы

  • индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;
  • организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, выезд за город и пр.
  • образовательные семинары;
  • психологические тренинги;
  • общественные акции;
  • пресс-клубы и круглые столы;
  • публикации опыта воспитания ребенка в семье;
  • встречи с представителями власти
  • занятия в системе “Ребенок—Родитель—Специалист”
  • участие в экспертизе динамики развития ребенка.

В Родительском клубе создана социо-терапевтическая среда, в которой родители могут свободно общаться друг с другом, делиться опытом, получать поддержку.

Используемая методология

В начале работы использовались методы наблюдения, беседы, анкетирования. Родители посвящались в суть реабилитационной работы, заполняли анкеты, отражающие их ожидания от занятий. Применялись методы компьютерной обработки информации.

Сегодня мы используем методы интенсивного обучения группы родителей – семинары, тренинги, анализ видеоматериалов.

В процессе реализации образовательного и психотерапевтического аспекта работы, преобладают моделирование, прогнозирование, интервьюирование, тестирование, методы психолого-педагогического воздействия с акцентом на современной креативной методологии (сказкотерапия, арттерапия, игротерапия, песочная терапия, имаготерапия, музыкотерапия, кинотерапия, релаксационный практикум и пр.). Для обобщения и систематизации полученного опыта мы используем методы обобщения и систематизации, описание полученных результатов (публикации в прессе, издание брошюры, видеофильма, распространение информации в системе Интернет).

Таким образом, комплексно используются теоретические, диагностические и экспериментальные методы.

Клуб работает в пяти направлениях

Образовательное направление

Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления, сформировать у родителей адекватное восприятие ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития.

Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме посредством лекционных и семинарских занятий; а также занятий в системе “Ребенок-Родитель-Специалист”.

В программу лекционных занятий включены следующие темы:

  • исторические аспекты воспитания “особых” детей; эволюция общественных взглядов на природу явления;
  • особенности развития детей с психофизическим и умственным недоразвитием;
  • система коррекционных образовательных учреждений, принципы и задачи их работы;
  • методы коррекционно-развивающего содействия абилитации ребенка.
 

В программу семинарских занятий включены следующие темы:

  • современные методы развития: игротерапия, арттерапия, сказкотерапия; имаготерапия; песочная терапия; телесноориентированная терапия, данс-терапия и пр.
  • принципы составления и реализации индивидуальных маршрутов развития;
  • система коррекционно-развивающей работы с ребенком.
 

Благодаря мероприятиям образовательного направления создается общий язык между специалистами и родителями, меняется отношение к ребенку и себе.

Психо-терапевтическое направление

Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом.

Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психотерапии и психологического консультирования: релаксационный практикум, сказкотерапия, арттерапия, данс-терапия, формопластика, эвритмия и пр.

Благодаря мероприятиям психотерапевтического направления родители становятся более спокойными, склонными к сотрудничеству, воспринимают будущее достаточно конструктивно, изъявляют желание конструктивных изменений. Мы отмечаем и значительную стабилизацию психоэмоционального состояния и у детей.

Социально-тренинговое направление

Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления – обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях.

Мероприятия данного направления осуществляются преимущественно в групповой форме. На занятиях моделируются разнообразные социальные ситуации (в собесе, транспорте, магазине и пр.) и конструируются новые формы социального поведения.

Благодаря мероприятиям данного направления родители преодолевают социальную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость поведения и реагирования, становятся более коммуникативно-компетентными.

Правовое направление

Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления, приобретение родителями правовой грамотности в отношении гражданского законодательства, касающегося детей-инвалидов и их семей.

Родители изучают федеральные и региональные законы, конвенции, постановления. Знания, приобретенные на занятиях и в процессе самостоятельного изучения законодательства, помогают родителям изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи.

Интеграционное направление

Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления – общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним в обществе.

Родители обобщают опыт воспитания “особых” детей в семье, участвуют в диалоге со средствами массовой информации, в пресс-клубах и круглых столах, публикуют свои статьи. Благодаря этому формируется ощущение сопричастности с общественной жизнью, социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.

В настоящий момент в рамках пятого направления начал работу ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ. Родители придумывают для ребят сказочные истории, отражающие способы взаимодействия с миром, изготавливают куклы и ставят спектакли. Сейчас в репертуаре Театра уже два спектакля “Добрые дела” и “Всему свое время”.

Занятия в Клубе проходят один раз в неделю, и помогают родителям глубже познакомиться со своим ребенком, подкрепить интуитивные знания о нем научными разработками, знаниями специальной психологии и педагогики, разрешить сложные ситуации. На занятиях родители сплачиваются друг с другом, находят себе единомышленников, проявляют свое творческое созидательное начало.

Rambler's Top100    Рейтинг@Mail.ru   
  Главная    Море любви  •  Гостевая  •