Главная    Море любви  •  Гостевая  • 

Совместные проекты:

Институт сказкотерапии
и Шекснинская
спецшкола

Sun

Работа с несовершеннолетними правонарушителями

Между Вологдой и Череповцом, в живописной долине реки Шексна расположился поселок городского типа Шексна. В этом месте ритм жизни не такой как в больших городах. Здесь душа может позволить себе отдохнуть.

Именно в таких местах до революции организовывались учреждения, в которых жили и воспитывались дети, совершившие проступок, правонарушение. На общественные деньги создавались земледельческие колонии и ремесленные приюты. Причем огромное внимание при этом уделялось вопросу психологии воспитанников. Воспитатели, люди с педагогическим образованием, и знающие какое-либо ремесло, задачи свою видели в том, чтобы вернуть ребятам детство, отрезать от того мира, в котором они существовали. Дать возможность начать жизнь заново. Основной акцент в воспитании несовершеннолетних правонарушителей делали на обучении ремеслу, общению с природой, чтение. Ребята занимались садоводством, огородничеством, цветоводством, разводили пчел, изучали ремесло. Одним словом, учились жить по-человечески.

Более жесткий режим 30-х годов нашего века предписывал осуждать ребенка с 12 лет даже за кражу колосков пшеницы. Теперь надлежало изолировать и исправлять ребенка, совершившего проступок. И эта подавляющая личность философия исправления достаточно прочно вошла в систему работы с несовершеннолетними правонарушителями в учреждениях исполнения наказаний.

В 1964 году эти учреждения были отданы под юрисдикцию системы образования, появились школы для подростков с девиантным поведением. А десять лет спустя, в 1974 году была создана Шекснинская специальная школа для подростков, имеющих девиантное поведение, коррекционное учреждение закрытого типа. Сюда по решению суда на три года прибывают ребята, совершившие правонарушения различной тяжести: кражи, хулиганские проступки, занимавшиеся бродяжничеством. Раньше здесь тоже все было построено на "философии исправления". Школа была окружена стеной с колючей проволокой, а ребята, одетые в однотипную робу, разделенные на роты и отряды, с бритыми головами, могли за проступок угодить в холодный карцер.

Прошло время, и стены школы стали прозрачными, а двери открытыми. Ведь мы переходим в новую эпоху. В это время происходит осмысление ценностей, создаются условия для саморазвития личности, формируется уважение интересов и прав друг друга. Мы становимся на путь Согласия — с самим собой, окружающим миром, другими людьми. И первый шаг на пути к согласию — открытое сердце, открытая дверь. Так в Шекснинской спецшколе создались условия для экспериментальной работы.

Лица, ответственные за реализацию проекта

Зинкевич-Евстигнеева
Татьяна Дмитриевна
доктор психологии, директор Института сказкотерапии (Санкт-Петербург), научный руководитель
Пискунов Алексей
Алексеевич
директор школы
Пестовская Ирина Валентиновна заместитель директора по научно-методической работе
Лимонная Людмила
Ивановна
председатель психолого-медико-педагогической комиссии

 

  Телефоны: E-mail:
В Шексне:
(81751) 219-23; 219-55 piskunov@mail.ru
В Санкт-Петербурге:
(812) 230-32-41; 954-90-22 psi@cycla.ioffe.rssi.ru

Место реализации проекта:

Вологодская область, пгт. Шексна, ул. Детская, 21

1. Цели и ценности проекта

Размышляя о жизни, наблюдая за процессами, происходящими в обществе, мы задали себе вопрос: почему происходит то, что происходит? Почему больше миллиона детей оказываются на улице? А бродяжничество и попрошайничество превращается в порочную "норму жизни"? На первый взгляд, казалось, что если бы родители посвящали больше времени своим детям, а не зарабатыванию денег, то дети чувствовали бы себя намного лучше. Однако, наблюдая за детьми, которым уделяется много внимания родителями, мы поняли, что проблема заключается не в объёме родительского внимания. Тогда в чём? На наш взгляд, основное существо проблемы – тенденция к духовной деградации, которая сегодня существует рядом с тенденцией к духовному развитию. Просто на рубеже веков обе эти тенденции, как разрушительная, так и созидательная стали особо выпуклыми и явными. Именно разрушительная тенденция к духовной деградации приводит к массовому "одичанию" надежды нации – детей. Поэтому мы задались вопросом: что может противостоять "одичанию". Только духовное, нравственное развитие.

В нашу школу попадают дети с неблагоприятным социальным опытом. Что может сделать школа за то недолгое время, которое ребёнок в ней находится (от 6 месяцев до трёх лет)? Дать ему необходимый объём общеобразовательных знаний? Донести до него мысль о том, что прежний образ жизни порочен? Мы считаем, что задача школы нашего типа (специальное учебно-воспитательное закрытого типа) более глобальна.

За то время, пока ребёнок находится в наших стенах, важно сформировать у него "нравственный иммунитет", который позволил бы ему противостоять негативным влияниям внешней среды. Под "нравственным иммунитетом" мы понимаем глубокое переживание подростком базовых жизненных ценностей и умение в соответствии с ними строить свою жизнь, взаимоотношения, программу социальной самореализации. Глубоко переживаемый внутренний кодекс чести создаст "иммунный барьер" для разрушающих личность влияний. Разговоры с ребятами убедили нас в том, что в глубине их юной души есть основания для формирования подобного иммунитета, и нам нужно создать условия для того, чтобы усилить созидательную ипостась души наших воспитанников.

Изначально мы определили миссию школы содействие развитию личности подростка, рождению гражданина. В 1999 году мы считали, что нужно изучать "социальную адаптированность" подростка, т.е. его физическое, социальное, психологическое благополучие, которое может быть сформировано в условиях терапевтической среды, поэтому основной акцент экспериментальной работы мы сделали на реформирование воспитательной системы школы. Сегодня мы можем говорить, что тот курс был правильным и, наверное, одним из важных достижений был переход в сознание сотрудников и воспитанников школы от "философии исправления" к "философии развития". Большинство воспитателей сегодня, наконец, понимают истинный смысл личностно-ориентированного подхода. И мы можем двигаться дальше, более активно привлекать воспитанников к процессу конструктивного, созидательного и, не побоимся этого слова, духовного соуправления школой.

Таким образом, основная ценность проекта на данном этапе – это совместный духовный поиск и рост всех участников образовательного, реабилитационного процесса. Ибо, это основное условие формирования у воспитанников нравственного иммунитета. А он в свою очередь явится основой для их конструктивной социальной самореализации, в которой не будет места деяниям против собственной души и души ближних.

2. Новая деятельность

Естественно, что эти соображения породили новые для нашей школы формы деятельности:

  • исследовательско-проектную
  • издательскую

Исследовательско-проектная деятельность является для учреждений нашего типа весьма необычной. На наш взгляд в контексте исследовательско-проектной деятельности специалист может объединить две важные ипостаси: исследовательскую и реализационную. Как исследователь он может чётко обозначить проблему, описать комплекс причин, приводящих к её появлению и предложить спектр путей для её решения. Как реализатор, специалист (команда специалистов) может разработать чёткую программу эмпирической проверки своих идей, реализовать её и оценить результаты.

Внедрение исследовательско-проектной деятельности породило немало внутришкольных противоречий. Они были вызваны состоянием "неготовности" большинства сотрудников к такому роду деятельности. Преодолеть стереотип в понимании педагогами своей миссии было непросто. Это естественно, ведь школа существует более 25 лет и многие работают в ней со дня основания. Прежде миссия педагогов заключалась в том, чтобы "учить" и "исправлять", формируя у воспитанников понятия "что такое хорошо и что такое плохо". Вполне понятно, чтобы преодолеть видимый консерватизм, в школе нужно было создать структуру, которая бы являлась носителем "философии развития" и новых знаний. Так было организовано новое структурное подразделение, стоящее как бы в стороне от общешкольных "стереотипов", но вместе с тем, активно в них участвующее. Этим подразделением стала Экспериментальная лаборатория инновационных технологий реабилитационной работы (ЭЛИТРР). Лаборатория объединила в себе несколько функций:

  • наблюдателя-диагноста, который мог изучать внутришкольные процессы, не завися от интересов подразделений или неформальных групп;
  • исследователя, который мог определить предмет исследования, исходя из актуальной необходимости;
  • генератора-методиста, который мог генерировать и предлагать новые эффективные методы работы;
  • организатора-реализатора, который мог организовать внедрение новых технологий;
  • преподавателя-консультанта, который мог проконсультировать коллег и организовать их повышение квалификации и создать условия для их профессионального и личностного роста.
 

В лабораторию вошли наиболее прогрессивно настроенные сотрудники школы, которые понимали, что существующая система работы нуждается в обновлении. Надо отметить, что "исследовательский дух" спровоцированный и поддерживаемый ЭЛИТРР, активизировал и творческую инициативу "консерваторов". Не желая отставать от прогресса, стремясь внести свою лепту, многие из них также подключились к работе в команде.

В процессе работы обнаружилась явная нехватка знаний по психологии, психотерапии, современным педагогическим и воспитательным технологиям, праву и политологии и другим социальным дисциплинам. Стало понятно, что нельзя повышать квалификацию отдельных сотрудников, это можно делать только в команде, формируя в школе единое "терминологическое поле". И именно это стало бы условием для полноценной исследовательской деятельности, и позволило бы преодолеть внутришкольные противоречия. На сегодняшний день благодаря специально организованным мероприятиям по повышению квалификации и профессиональному росту в команде 85% сотрудников работают в едином терминологическом поле. Таким образом, мы можем сказать, что сегодня имеем все условия для осуществления исследовательской работы.

Оглядываясь назад, мы вспоминаем и реакцию нашего непосредственного начальства: "Не могли бы вы ограничиться функционированием?.."Нельзя сказать, что нашей деятельности было оказано явное противодействие, но представлялось очевидным, что наши инициативы стимулируют лишнюю "головную боль". Нам стало понятно, что руководству спокойнее было бы, если бы школа функционировала в рамках должностных инструкций. Рассчитывая только на себя, нам все же удавалось заинтересовывать и привлекать "на свою сторону" вышестоящих руководителей.

Большую поддержку нам оказал отдел специальных и реабилитационных учреждений Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования РФ. Видение миссии и перспективы развития учреждений нашего типа у нас совпадали. Все позитивные начинания в школе активно поддерживались и поощрялись.

Исследовательско-проектная деятельность ведется параллельно по трем направлениям (трем проектам):

  • Исследование ресурса социальной адаптации; формирование концепции “нравственного иммунитета”.
  • Исследование взаимовлияния личностей сотрудников и воспитанников специальной школы закрытого типа; формирование концепции “терапевтической среды”
  • Исследование возможностей постинтернатной адаптации выпускников; создание концепции постинтернатной адаптации
 

Исследование ресурса социальной адаптации – формирование концепции “нравственного иммунитета” — главная тема исследования в школе. Основу настоящего исследования составляет следующее предположение:

Конструктивная самореализация подростка в социуме возможна при условии актуализации его созидательных, творческих возможностей и сформированном стремлении противостоять неблагоприятным воздействиям социума.
 

При анализе данного предположения возникает несколько вопросов:

  • Каково содержание ресурса социальной адаптации?
  • Насколько широк спектр индивидуальных различий в содержании ресурса социальной адаптации?
  • Каким образом, в каких условиях, при воздействии каких факторов формируется ресурс социальной адаптации?
  • Каким образом можно актуализировать данный ресурс у воспитанника специальной школы закрытого типа?
  • Можем ли мы конструктивно влиять на данный ресурс, стимулируя его обновление и укрепление личностного статуса воспитанника?
 

Поиск ответов на эти вопросы привел нас к понятию “нравственного иммунитета”. Рассматривая это понятие, один из наших коллег – Дмитрий Кудзилов, сделал следующие выводы.

Под “нравственным иммунитетом” следует понимать совокупность свойств личности духовного, морального и нравственного характера, направленных на конструктивную самореализацию и эффективную психологическую невосприимчивость (резистентность) индивида к деструктивным воздействиям окружающей среды. В этом случае под деструктивным воздействием окружающей среды понимается воздействие духовного, ментального и эмоционального характера.

Под психологической невосприимчивостью (резистентностью) надо понимать общую систему явлений, благодаря которым организм и психика могут выдерживать пресс психотравмирующих факторов.

“Нравственный иммунитет” направлен на профилактику психологической дезадаптации личности, вследствие которой увеличивается риск возникновения “саморазрушающих” форм поведения.

“Нравственный иммунитет” является скорее приобретенным, нежели видовым, т.е. он не передается по наследству. По наследству передается лишь информация о предрасположенности к его формированию, которая носит специализированный характер, обусловленный ментальностью предыдущих поколений. Условно его можно разделить:

  • на естественный – возникший в результате неспецифического воздействия культурной среды
  • и искусственный, обусловленный конструктивным влиянием транслируемых установок и жизненных ценностей.

 

В зависимости от способа образования “нравственного иммунитета” (естественный или искусственный), можно различать две формы его существования:

  • устойчивую,
  • неустойчивую (временную) форму.

“Нравственный иммунитет” является строго специфичным, и действует против деструктивной транслируемой на личность информации.

Формирование “нравственного иммунитета” представляется нам как процесс выделения из врожденных витальных свойств психики человека наиболее важных для его конструктивной деятельности компонентов; и постепенное развитие их в самостоятельную устойчивую форму. Этот процесс обусловлен усилением действия социальных факторов, нацеленных на подавление морально-нравственной составляющей психики.

Разрушение морально-нравственной составляющей психики приводит к подмене системы ценностных ориентиров. В результате чего, человек беспрепятственно усваивает “ложные ценности”, и становится орудием в руках сил, деструктивно изменяющих общественное сознание.

Каждый человек когда-либо подвергался “прививке” “нравственным иммунитетом”. Это происходило:

  • либо в формальном виде (чтение моралей родителями, учителями и др.). В этом случае действие “прививки” легко угасает, либо деструктивно видоизменяется
  • либо в целенаправленном (последовательное осмысленное воспитание, способствующее духовному и нравственному развитию ребенка).
 

В случае целенаправленного формирования, “нравственный иммунитет” приобретает более устойчивую форму, и, скорее всего, в процессе жизни будет самостоятельно совершенствоваться. Самосовершенствование происходит по средством формирования, так называемой, “иммунной памяти”. Она способна хранить информацию о деструктивном агенте, и в случае его повторного возникновения может быстро распознать и ликвидировать его.

Таким образом, важнейшее условие длительного сохранения приобретенного “нравственного иммунитета” – это возникновение и поддержание “иммунной памяти”.
 

“Величайший смысл иммунитета, по-видимому, заключается в той роли, которую он играет в процессах, направленных на поддержание структурной и функциональной целостности любого сложного организма”. А “центральным биологическим механизмом является механизм распознавания “своего” и “чужого” (Ф. Бернет, 1964).

Иммунитет представляет собой целостную систему биологических механизмов самозащиты организма, с помощью которых он распознает и уничтожает все чужеродное, если оно проникает в организм или возникает в нем. С помощью этих механизмов поддерживается структурная и функциональная целостность организма на протяжении всей его жизни, т.е. сохраняется физическое, психологическое здоровье людей.

Основное направление ответной реакции “нравственного иммунитета” заключается в духовном осмыслении транслируемой на личность информации. Важным качеством механизма его деятельности является критическая оценка транслятов с целью их выборочного принятия.

Дело в том, что поток духовной, ментальной и эмоциональной информации, направленный на индивида, не содержит только лишь агрессивные, способные деструктивно влиять, агенты. Поэтому “нравственный иммунитет” должен различать, сортировать, и “выборочно принимать” трансляты. То есть “нравственный иммунитет” должен выполнять функцию дифференциации. В противном случае, если критической оценке будет подвержен всякий транслят, в том числе и позитивный, то процесс саморазвития и укрепления “нравственного иммунитета” станет невозможным. Это неминуемо приведет к ослаблению и угасанию его защитных свойств.

Однако даже информация, распознанная как позитивная, может содержать в себе скрытый деструктивный элемент. Здесь уместно упоминание о “троянском коне”, как носителе амбивалентной информации: с одной стороны, оболочка ее позитивна, с другой стороны, качественное скрытое содержание – разрушительно. Поэтому механизм распознавания транслятов-“троянских коней” носит специфический характер, основанный на реакции иммунной памяти.

Таким образом, любая информация духовного, ментального или эмоционального характера (транслят), проходит своеобразное “чистилище” “нравственного иммунитета”. В “чистилище” транслят подвергается “процедурам” критической оценки, осмысления, дифференциации, распознавания. И если транслят, пройдя “чистилище”, признается позитивным для развития личности, то содержащаяся в нем информация включается в систему ценностей человека и дополняет его картину мира.

Транслят, не прошедший “чистилище”, определяется как “разрушительный для личности”. И поступает в “копилку” иммунной памяти. Благодаря этому, становится возможным более быстро распознавать и нейтрализовывать действие деструктивной информации при повторных воздействиях.

Итак, “нравственный иммунитет” является приобретенным, его формирование происходит с момента рождения и продолжается в течение жизни. Одним из базовых компонентов “нравственного иммунитета” является система ценностей личности.

В детском и юношеском возрасте “нравственный иммунитет” “подпитывается” созидательными метафорами, содержащимися в народных и авторских сказках. В дальнейшем поддержание и развитие иммунной памяти связано с осмыслением и чувственно-смысловым проживанием важнейших духовных, культурных и социальных ценностей.

“Нравственный иммунитет” является тем естественным механизмом, который формируется психикой для защиты “человеческого духа” и обеспечения внутренних условий для конструктивной самореализации.

Оказывается, простые детские сказки создают основу для формирования “нравственного иммунитета”! В таком случае, если допустить, что большинству современных молодых людей в детстве читались сказки, то откуда же мы имеем столь высокий процент разрушительного асоциального поведения среди молодежи?

По-видимому, это связано с тем, что “нравственный иммунитет” не формировался целенаправленно. То есть, мало, кто из взрослых сочинял с ребенком сказки, помогал ему осознавать их смысл и применять в реальной жизни “уроки сказок”. С другой стороны, целенаправленно формировать “нравственный иммунитет” может лишь тот, у кого он сформирован в достаточной степени. Поэтому многие наши современники, в особенности юные, имеют “ослабленный” “нравственный иммунитет”, что приводит к тем явлениям, которые мы можем сегодня с болью наблюдать.

Таким образом, сила и устойчивость “нравственного иммунитета”, степень его сформированности в перспективе может стать важным показателем сбора и анализа психодиагностической информации.

Об активном процессе формирования “нравственного иммунитета” может говорить появление среди подростков “сказок с жизненной моралью”. Такого рода сказки дети начинают писать с десятилетнего возраста, отражая в них истории о приобретении жизненного опыта, заботе о ближнем, борьбе с пороком и его наказании.

Итак, сказки являются основой для формирования “нравственного иммунитета” и поддержания “иммунной памяти”. В процессе анализа проективной психодиагностической информации мы неоднократно будет

Что дало нам понимание феномена “нравственного иммунитета”?

Во-первых

более четкое и осмысленное понимание миссии своей работы: школа должна “работать” на формирование “нравственного иммунитета” воспитанника и сотрудника.

Во-вторых

более глубокое понимание ресурса социальной адаптации воспитанника: основным ресурсом успешной социальной адаптации является сформированный “нравственный иммунитет”, который проявляется в созидательных способностях, знаниях, силе воли и других замечательных качествах личности.

В-третьих

углубилось понимание векторов личностного и профессионального развития сотрудников. Стал актуальным вопрос: что я “транслирую” воспитаннику, способствует ли это формированию его “нравственного иммунитета”, или нет? Данный вопрос провоцирует глубинное духовное развитие взрослых.

В-четвертых

формирование “нравственного иммунитета” стало критерием для подбора адекватных форм и методов работы с воспитанниками.

В-пятых

понимание феномена “нравственного иммунитета” входит в противоречие с существующей практикой определения ребенка в специальное учреждение закрытого типа по суду с указанием жестко фиксированного срока пребывания. Абсурдно предполагать, что полгода в специальном учреждении помогут сформировать “нравственный иммунитет” ребенка!

В-шестых

понимание “нравственного иммунитета” как основного ресурса социальной адаптации в постинтернатный период позволило нам начать разработку программы экспертизы готовности воспитанников к выпуску.

В-седьмых

стало очевидным, что “нравственный иммунитет” поможет не только самореализоваться нашему выпускнику, но и противостоять неблагоприятным влияниям внешней среды.
 

Таким образом, “нравственный иммунитет” является одновременно:

  • Буфером между окружающей средой и психикой воспитанника, своеобразной “психической защитой” от неблагоприятного воздействия социума;
  • Ресурсом успешной социальной реализации выпускника, активизирующим его созидательные способности и силу воли;
  • Движущей силой духовного роста;
  • Основанием для подбора методов, технологий, форм и приемов работы с воспитанниками;
  • Точкой отсчета для формирования новых проектов.
 

Каким образом в условиях школы можно формировать “нравственный иммунитет”? Размышления над этим вопросом привели нас к следующим выводам:

  • Для того чтобы начать формирование “нравственного иммунитета” необходимо “вернуться к истокам”, найти средства для плавного, мягкого пробуждения естественной восприимчивости души воспитанника. Это можно сделать с помощью моделирования ситуаций раннего детского опыта и стимулирования позитивных переживаний. Таким образом формируется “запас жизненной прочности” в бессознательном ребенка.
  • Необходимо найти средства для развития “дремлющих” положительных потенциалов и способностей ребенка, а также продумать каким образом они могут быть социально востребованы. В этом случае развитие “нравственного иммунитета” будет стимулировать ощущение ребенком собственной социальной пользы.
  • Необходимо максимально содействовать чувственно-смысловому переживанию воспитанником базовых жизненных ценностей, и научить его использовать данные переживания в жизненной практике.
 

Безусловно, для того, чтобы реализовать эти идеи необходима особая среда, попадая в которую, ребенок получает качественно новые переживания, стимулирующие его развитие. Речь идет о “терапевтической среде”.

Из чего складывается “терапевтическая среда”?

В первую очередь из уровня общей и профессиональной культуры наставников (педагогов, воспитателей, психологов и всех сотрудников школы). Наставник является носителем “нравственного иммунитета”, и от того, как сложатся его взаимоотношения с ребенком зависит восприимчивость последнего к базовым жизненным ценностям. С другой стороны, ребенок, его психология и энергия оказывают существенное влияние на взрослого, определенным образом деформируя личностный статус. Иными словами, мы имеем дело с феноменом ВЗАИМОВЛИЯНИЯ взрослого и ребенка. Следовательно, для того чтобы личность наставника действительно являлась системообразующим фактором формирования “терапевтической среды”, необходимо чтобы взрослый обладал высоким “нравственным иммунитетом”. Этот факт ярко показывает необходимость серьезной работы с коллективом наставников. Тем более, что именно они первично участвуют и в формировании физической составляющей “терапевтической среды”.

Во-вторых, из ощущения “красоты вокруг”: ухоженности территории, уюта в помещениях, удобства и функциональности. Причем, не обязательно “физическая среда” будет создана по “евростандарту”. Главное, чтобы все помещения, оборудование, территория школы несли отпечаток “созданного с любовью”. Только в этом случае, на наш взгляд, у воспитанника в противовес потребительской позиции может возникнуть желание ухаживать за территорией.

Таким образом, системообразующий фактор формирования “терапевтической среды” – это личность наставника. Однако в этом месте мы имеем серьезнейшую проблему. Дело в том, что большую часть времени с ребенком проводит воспитатель. Часто именно с его личностью связан образ Наставника. Проблема заключается в том, что в нашей системе высшего образования нет программ подготовки квалифицированного специалиста, который мог бы занять должность воспитателя. Статус воспитателя невысок. Это связано с порочным социальным стереотипом воспитателя – “воспитатель для детского сада”. Поэтому работа воспитателем в специальном учреждении для многих педагогов воспринимается как некоторое понижение их социального статуса. На наш взгляд, статус воспитателя в специальных учреждениях открытого и закрытого типа должен быть поднят на высочайший уровень. Эта должность должна стать престижной и почетной, и занимать ее должен человек высокообразованный, высококультурный и разносторонний. На наш взгляд, воспитателю важно иметь психологическое, педагогическое образование и владеть каким-либо ремеслом.

Сегодня в педагогических вузах готовят психологов и учителей-предметников, социальных педагогов и реабилитологов, однако воспитателей не готовят…

Предполагая, что состояние физического и духовного здоровья, а также профессиональный рост взрослых повлечет за собой положительные изменения у воспитанников, станет отправной точкой в процессе формирования “нравственного иммунитета”, мы сделали особый акцент на работу с коллективом сотрудников школы.

В 2002 году нами была разработана Концепция комплексного сопровождения и поддержки сотрудников школы. Результаты исследований психиатров, психотерапевтов и психологов г. Вологды показали, что вновь пришедший на работу в школу сотрудник, уже через пять лет, приобретает целый комплекс заболеваний, который в течение следующих пяти лет работы переходит в хроническое состояние. Наиболее типичные проявления проблемы это: притупление переживания радости, стремление ограничить себя в контактах, состояние тревожности. Все это сразу же отражается на взаимодействии с воспитанником и нередко выражается: в неадекватных требованиях к ребенку, в отсутствии веры в возможности воспитанника, притуплении поисковой активности, раздражительности. Таким образом, результативность работы школы напрямую связана с состоянием здоровья ее сотрудников. Поэтому вопрос о функционировании системы комплексной поддержки и сопровождения сотрудников сегодня приобретает особенный смысл в контексте идеи создания в учреждении терапевтической среды. Цель организации системы – обеспечение условий для здорового физического, психологического, социального и профессионального состояния сотрудников школы.

Три ключевых направления функционирования системы

медицинское

Данное направление подразумевает заботу о физическом здоровье сотрудников школы и реализуется в двух аспектах. Профилактический аспект включает в себя следующие мероприятия: создание закрытой базы данных о состоянии здоровья сотрудников (данные профосмотров, данные экспертизы независимых психотерапевтов и неврозологов, рекомендации специалистов, индивидуальный комплекс профилактических мероприятий для каждого сотрудника). Сегодня в школе по договору работают специалисты Вологодского психотерапевтического центра. Идёт первый этап сбора информации.

Лечебный аспект связан с реализацией индивидуальных программ оздоровления сотрудников с использованием ресурсов школы (физиотерапия, стоматологическое лечение, иглорефлексотерапия); Вологодского психотерапевтического центра (групповая терапия, музыкотерапия, релакс-терапия, лечебная гимнастика, иглорефлексотерапия, медикаментозное лечение). Предполагается создание программ профилактики и реабилитации.

профессиональное

Оно предусматривает два аспекта:

  1. Разработка программы, фиксирующей профессиональный рост сотрудников (повышение квалификации, профессиональные инновации, находки, результативность работы; награды, данные аттестации). Сегодня при поддержке Вологодского института развития образования завершается разработка компьютерного варианта программы. В 2002 году научно-методическим советом школы разработана и реализуется система непрерывного повышения квалификации сотрудников школы.
  2. Научно-методическая поддержка сотрудников в процессе осмысления ими профессионального опыта и разработки авторских программ (экспертиза, супервизия, методические консультации, круглые столы, семинары, малые педсоветы, подготовка материалов к публикации и пр.).
 

Сегодня этот аспект успешно реализуется. Разрабатываются программы: А.В. Шаматриной для часов самовоспитания "Я и моё здоровье", И.А. Тиховой "Для часов самовоспитания "Я познаю себя", Н.С. Зиминой по краеведению "По святым местам Вологодчины”, М.К. Корешковой для уроков труда "Остров волшебной нити", А.И. Смеловой для часов самовоспитания "Я и окружающий мир", М.А. Пискуновой. В издательстве Вологодского института развития образования в 2002 году были опубликованы две брошюры, в которых обобщён опыт работы учителя литературы "Роль художественной литературы в реабилитации подростков" и "Воспитание культуры общения у подростков".

В 2002 году были проведены курсы повышения для сотрудников школы:

  • "Система работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности" (для педагогов школы).
  • "Функции и методы организационного управления" (вторая ступень обучения для администрации школы и их дублёров)
  • "Основы песочной терапии" для психологов школы.

социально-психологическое

Оно предполагает заботу о психо-эмоциональном состоянии сотрудников школы, а также их социальная поддержку и защиту. Сегодня большое внимание мы уделяем тщательной проработке нормативно-правовой базы школы “нового типа”, что, в свою очередь, позитивно отражается на психологическом и социальном климате в школе. Четко очерчивается статус каждого сотрудника, и появляется понимание собственной “зоны ответственности”. Это оказалось чрезвычайно важным для формирования внутренней уверенности и комфорта сотрудников, которые прежде находились “под гнетом” противоречивых и неконкретных должностных инструкций. Прежде многие сотрудники вынуждены были тратить большую часть энергии на противодействие костным инструкциям и правилам, забывая о высокой миссии наставника. Сегодня мы постарались привести должностные инструкции и полномочия в соответствии с миссией наставников, распределив “зоны ответственности” между подразделениями школы. Благодаря четкому пониманию своей миссии и места в “терапевтической среде”, стало возможным эффективное конструктивное взаимодействие между подразделениями.

Профессиональный и личностный рост сотрудников создал условия для выполнения ими еще одной важной функции – ЭКСПЕРТОВ динамики развития воспитанников. Для организации экспертизы динамики развития воспитанников была разработана и внедрена первая версия программы комплексной экспертизы "Портрет выпускника", которая позволяет построить индивидуальный маршрут социальной адаптации. Программа помогает увидеть не только динамику развития подростка, но и оценить эффективность используемых форм и методов воздействия.

Орган управления, экспертизы, координации и регуляции деятельности специалистов – школьная ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Деятельность ППМК также подверглась реформированию на основании идеи “нравственного иммунитета”. В основу деятельности ПМПК была положена идея работы в команде и наблюдения за тем, как формируется “нравственный иммунитет” и как он проявляется у воспитанника в конкретной деятельности. Кроме того, команда специалистов ПМПК сегодня может составить перспективный прогноз социальной адаптации воспитанника и создать рекомендации для учреждений и лиц, курирующих юношу после выпуска.

В 2002 году в школе была создана компьютерная сеть, благодаря чему стало возможным внедрение компьютерного варианта программы "Портрет выпускника". Отработан алгоритм деятельности комиссии каждого вида (установочная, динамическая, интеграционная, комиссия "03"). Разработана и внедрена сопутствующая документация, которая позволяет объединить специалистов (педагогов, психологов, медицинских работников, социальных педагогов и т.д.) не только при составлении адресного маршрута развития, но и при его реализации. Дорабатывается и готовится к публикации полный методический пакет школьной психолого-медико-педагогической комиссии. Готовится методический видеофильм.

Итак, на данный момент нам удалось добиться существенных результатов в создании “терапевтической среды”. Поэтому стало возможным внедрение программы по формированию “нравственного иммунитета” и конструктивной социальной активности у воспитанников – “Город мастеров”.

Программа “Город мастеров” охватывает все стороны жизни ребят и дает им возможность приобрести многообразный коммуникативный, социальный, профессиональный опыт на основе проживания базовых жизненных ценностей. Воспитанники включаются в разработку документов по Совету школы, Правил жизни в “школе-городе”, Правил взаимодействия с внешним миром. Важное значение имеют приобретение ремесла-профессии, понимание общественно-политического устройства Города Мастеров, умение обращаться с заработанными деньгами и знаниями. В 2002 году организована и выпускается ежемесячная школьная газета "Наша газета". Созданы два выпуска.

Рассматривая систему работы в специальной школе “нового типа”, мы понимаем, как много может сделать учреждение для развития ребенка и становления полноценного гражданина. В связи с этим нам представляется не менее важным этап постинтернатной адаптации наших выпускников. Размышляя над этой проблемой, мы сформулировали Концепцию постинтернатной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних. Она была опубликована по заказу Министерства образования РФ и разослана в 154 учреждения (Министерства, департаменты, управления, центры, специальные школы и училища).

А если говорить о методах, используемых воспитателями, психологами, социальными работниками, педагогами для формирования “нравственного иммунитета”, то основное место здесь принадлежит сказкотерапии, игротерапии, арттерапии, песочной терапии.

На базе школы регулярно проводятся обучающие семинары, круглые столы, мероприятия по обменy опытом.

Rambler's Top100    Рейтинг@Mail.ru   
  Главная    Море любви  •  Гостевая  •