![]() |
Главная Сады искушений и наслаждений Гостевая |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
Женская психология
|
![]() |
CодержаниеПути женской самореализацииПути и этапы женской самореализацииКурсы для женщин |
Тема любви, взаимоотношений мужчины и женщины актуализируется в авторских сказках с 14 лет. Это довольно странно, ведь интерес к противоположному полу проявляется значительно раньше. Возможно, в более раннем возрасте чувственно-смысловое переживание влюбленности и любви еще не оформлено, или любовь до сих пор еще является "табуированной" темой. Так, или иначе, "возраст Джульетты" вполне оправдывает свое название.
В основном, о любви пишут девушки. Лишь 15 % юношей от 14 до 16 лет создают сказки на эту тему. Наиболее актуальной тема любви и ее вариации становится для девушек в 16-17 лет.
Почему юноши, их ровесники практически не касаются этой темы? Вероятно, для молодых людей этого возраста более актуальными являются темы личностного роста и проблемы социальной самореализации, несмотря на интерес к противоположному полу.
Сказки девушек очень романтичны, и отражают общий эмоциональный фон, характерный для этого возраста. Ощущение ожидания своего счастья с любимым человеком, тревога по поводу возможных испытаний, мы находим в одних сказках; и боль разочарования — в других.
Действительно, именно в этом возрасте усиливается потребность в партнерстве. Юная душа начинает активно искать себе спутника, воображая его образ, а также трудности, с которыми ей придется столкнуться. Истории о счастливой безоблачной любви встречаются крайне редко, как правило, после полноценной психологической работы. Везде поиск партнера или взаимоотношения с ним обременены драматическими событиями.
Большая часть волшебных сказок, главной героиней которых является девушка, связаны с мечтами о суженом. Таким образом, в женское бессознательное закладывается мифологема, архетип Священного брака, духовного и физического партнерства. Если мужской персонаж отправляется из родного дома на подвиги, то женский, чаще всего, — на поиск потенциального возлюбленного. Герда ищет Кая; Настенька оказывается у чудовища, Психея — в чертогах Амура; Золушка едет на бал и встречает Принца, Красная Шапочка идет через лес и встречает Волка. Похоже, обретение возлюбленного является первым этапом, который должна пройти женщина в своем становлении.
Чтобы лучше понять "женские сказки", мы проанализировали большое количество сказочных и мифологических сюжетов, и построили символическую "схему" женской самореализации. И прежде чем перейти к анализу авторских сказок, мы хотим вас, дорогие читатели, с ней познакомить.
Пути женской самореализации в контексте сказкотерапии |
|||||||||||||||||||||||||||||
В чем предназначение женщины? На этот вопрос отвечают по-разному. Кто-то считает, что в материнстве, кто-то, что в карьере и социальной пользе, кто-то — в любви… Анализируя сказки и обсуждая их с девушками и женщинами, обращающимися за психологической помощью, мы пришли к такому ответу: предназначение женщины в том, чтобы быть счастливой."Ах, как это непросто!" — вздохнут прекрасные дамы. Действительно, путь героини сказок, мифов и легенд тернист. Однако терпимость, принятие и понимание "не случайности" событий дает возможность героине сказок превратить испытания в необходимый жизненный опыт и достичь конечного счастья. Но это в сказке. А в жизни? В жизни наша современница нередко демонстрирует актуальность русского женского архетипа "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". На какой-то момент она оказывается удовлетворенной, но в дальнейшем начинает страдать от собственной силы. Собственно, какой мужчина осмелится идти рядом? Базовая проблема современной женщины заключается в том, что она реализуется по "мужскому типу", то есть стремится быть активной, подчинять себе ситуации, события и людей, расходовать свою энергию. Однако нельзя сказать, чтобы от такого "перекоса" женщина стала счастливее. Часто совсем наоборот: ей приходится выбирать между социальной самореализацией и семейным счастьем, переживать одиночество и мириться с ним. В чем секрет подобных проблем? На наш взгляд, главная проблема кроется в том, что современная женщина забыла и не пользуется основными принципами женской энергии, которыми являются:
Для того чтобы понять, как действуют эти принципы, нам необходимо рассмотреть гипотезу о структуре личности женщины. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Структура личности женщины |
Мы рассмотрим структуру личности женщины, "раскладывая" информацию
по трем основным критериям:
Главная задача женской самореализации — сбалансировать, гармонизировать все три ипостаси, научиться ими управлять, и отслеживать их проявление, пользоваться в соответствии с актуальной жизненной ситуацией, ситуационно гармонизировать. |
||||||||||||||||||||||||||||
Пути и этапы женской самореализации |
|||||||||||||||||||||||||||||
Пути женской самореализации связаны с проявлением различных сил внутри женщины, источником которых являются ее ипостаси. Актуализированные силы формируют потребность. И далее, женщина осознанно или неосознанно начинает строить программу удовлетворения этой потребности. В сюжетах сказок и мифов описываются в основном сценарии удовлетворения потребности, вызванной либо инстинктом, либо душой. Правда, в бытовых сказках можно найти иронию по поводу потребности, вызванной поврежденным эго, а также совет как справиться с этой потребностью. В сказках герои, имеющие желания, связанные с поврежденным эго (то есть исключительно корыстные желания), строго наказываются или высмеиваются. Например, сварливые мачехи и сводные сестры героинь оказываются ни с чем, или вовсе погибают. Сказки подсказывают единственный путь преодоления действия поврежденного эго — это путь проявления заботы о ближнем. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Общие этапы самореализации женщины и проявление "здоровых" ипостасей женской личности |
В сказках и мифах отражаются все четыре этапа. Четыре — число стабильности, земли, что для женщины чрезвычайно важно. "В идеале" — эти четыре этапа соответствуют определенным возрастным промежуткам: Нулевой — от рождения до 14 лет Первый — от 14 до 24 лет Второй — от 24 до 30 лет Третий — от 30 до 55 лет Четвертый от 55 и далее Однако в реальной жизни современной женщины все происходит гораздо сложнее и запутаннее. Нередко все четыре этапа "перетасованы" во внутреннем мире как колода карт, поэтому жизненные события фрагментарно актуализируют задачи того или иного этапа, а нередко и их сложную комбинацию. Иногда женщина всю свою жизнь посвящает первому этапу самореализации, но так и не приходит к "священному браку", так и не находит своего духовного партнера. Как правило, это происходит в силу действия поврежденного эго, которое "в целях безопасности" старается не допускать глубоких доверительных отношений с мужчиной. Или в силу действия поврежденного инстинкта, который блокирует избирательную способность женщины, и она все время привлекает к себе "не тех" мужчин. А бывает, что духовное партнерство не создается в связи с действием "поврежденной души": привычка страдать "для очищения души", провоцирует трагические финалы взаимоотношений. Так или иначе, женщина может успешно компенсироваться за счет других этапов: быть успешной в социальной самореализации, или посвятить свою жизнь роду (матери, родителям, родственника, детям). Проблемы первого, второго или третьего этапа актуализируются в жизни женщины по каким-то пока не ведомым нам законам. Проблемы первого этапа проявляются через "любовные драмы", измены, сцены ревности, недоверие, разочарование в партнере, расставания и воссоединения. Проблемы второго этапа проявляются через всевозможные варианты трудностей общения с родственниками, разделы наследства, проблемы успеваемости и поведения у детей, и, самое главное, — "проблемы с мамой", которая всегда точно знает, как надлежит дочери строить свою жизнь. Проблемы третьего этапа проявляются через "трудности по службе": интриги на работе, сплетни и незаконное использование интеллектуальной собственности, искушения, профессиональный кризис, отсутствие работы, отсутствие чувства реализованности на работе и пр. Только проблемы четвертого этапа выглядят привлекательно. В этом случае женщина сосредотачивается на проблеме поиска лучших семян для весенней рассады, проблеме борьбы с колорадским жуком на приусадебном участке, проблеме наблюдения за циклами Луны и Солнца и прочее. Все же наиболее болезненным оказывается для женщины первый этап. И это неудивительно — он актуализируется тогда, когда у девушки совсем мало жизненного опыта, и опыта личностного развития; тогда, когда взрослые ставят на обсуждении этих тем клеймо "слишком рано"; тогда, когда рядом недостаточно мудрых людей. Но самое трудное для гармоничного прохождения девушкой первого этапа заключается в том, что ее вопросы к более старшим женщинам вызывают у тех слишком много личных ассоциаций и проблем. Поэтому старшей женщине сложно передать юной девушке осмысленный опыт взаимоотношений с мужчиной. На наш взгляд, многие сказки как раз и являются надежными и мудрыми посредниками между старшей женщиной и младшей, позволяя старшей раскрыть перед младшей общие закономерности и динамику прохождения первого этапа, предупредить об испытаниях на пути создания духовного партнерства с мужчиной. |
||||||||||||||||||||||||||||
Вариации Первого этапа самореализации |
В разных сказках, и в разных женских судьбах показаны различные пути и сценарии прохождения женщиной Первого этапа самореализации. Мы рассмотрим два основных пути:
|
||||||||||||||||||||||||||||
Первый путь — непрерывный |
"Последовательная Метаморфоза". В данном случае мы застаем героиню в одном образе, а к концу сказки она качественно изменяется. Например, из Лягушки — в Василису, из Русалочки — в одну из дочерей воздуха, из обычной девушки — в Елену Премудрую, из царской дочери Психея превращается в жену бога и бессмертную, и т.д. Причем, собственный рост и изменения героини сопрягаются с параллельными изменениями ее партнера. В начале сказки герой и героиня чаще всего находятся на разных уровнях: он бог — она смертная, он принц — она русалочка, он царевич — она лягушка, он "земной" мужик — она из лесного или подземного царства, она красавица — он чудовище. То есть в начале истории только самый прозорливый может увидеть в них "пару". Но в бессознательное девушки уже закладывается информация о том, что путь к священному браку начинается от внешнего, видимого, социального, поверхностного неравенства. Путь метаморфозы в обобщенном виде можно представить как несколько взаимосвязанных сюжетов. А. Сюжет первый — отрицание неравенства. Царевич сжигает лягушачью кожу, не желая терпеть теневую сторону жены. Принц не может увидеть в русалочке свою спасительницу и выбирает другую жену. Амур не желает принять теневые ипостаси Психеи (в образе ее сестер), Психея не доверяет своему наитию и слушает сестер. В основе сюжета — отрицание неравенства и желание быстро "выровнять уровни". Б. Сюжет второй — расставание. Поспешные, и некорректные по отношению к партнеру, действия приводят к физическому расставанию. Теперь — у каждого свой путь. Должно пройти много времени, прежде чем пути героев вновь сойдутся на качественно новом уровне их развития. Расставание бывает связано и с подменной невестой: некая героиня занимает место истинной невесты или жены. Кстати, сюжет расставания часто встречается в авторских сказках о любви. В. Сюжет третий — автономный рост. Сказки и мифы описывают судьбы героев по отдельности. Она — стирает у Кощея грязное белье, он — ее ищет, испытывает свою стойкость, мужество, терпение, доброе сердце, знакомится с новыми героями. У каждого из партнеров свои испытания в соответствии с их индивидуальными особенностями. Г. Воссоединение в другом качестве. Достигнув зрелости, изменившись внутренне и внешне, герои воссоединяются. Однако не во всех сказках происходит воссоединение. В романтических историях нередко иной конец. Русалочке, например, придется дожидаться следующего воплощения. Брунхильд и Сигурд, Ромео и Джульетта — воссоединятся только на небесах. Герои волшебных сказок все же наслаждаются друг другом в реально сказочном мире. |
||||||||||||||||||||||||||||
Второй путь — дискретный |
"Возрождение из пепла". Дискретным этот путь назван нами потому, что его динамика "рассеяна" по разным сказочным сюжетам. В этот путь "ложатся" сценарии неуспешной первой любви. К сожалению, в реальной жизни данный сценарий встречается чаще, чем хотелось бы. Может, оттого, что немногие женщины сумели расшифровать предупреждение, заключенное в сказках? Дискретный сценарий Первого этапа женской самореализации описан в сказках, в которых героиня встречается со зверем или оборотнем, а в конце зверь погибает или наказывается. То есть в этом классе сказок мужской образ предстает в виде хищника, стремящегося съесть героиню или заставить ее себе служить. Характерная особенность сказок, где героиня встречается с Хищником, заключается в том, что в конце сказки мужской персонаж, как правило, погибает, или изгоняется; то есть, с ним не происходит перерождения, трансформации, метаморфозы. Яркими примерами таких сказок являются: "Красная шапочка", "Синяя борода", "Маша и медведь" и пр. В реальной жизни Хищник может быть очень привлекательным и "положительным", он может ловко усыплять бдительность девушки, обольщая ее "сладкими речами". Характерная черта Хищника — непринятие женщины такой, какая она есть; проявление эгоистического стремления "подстроить" ее под себя, обязать следовать придуманным им нормам, ритуалам и правилам. При общении с Хищником женщина вынуждена постоянно следить за настроением мужчины, забывая о собственных потребностях и интересах. В конце концов, она попадает в эмоциональную зависимость от него, теряет самоуважение, становится суетливой и тревожной. Хищнику свойственно фрагментарно удовлетворять потребность женщины в любви и заботе, и, благодаря этому, она надолго запоминает факты проявления его благосклонности. Не стоит думать, что в реальной жизни Хищник сознательно "портит жизнь" своей партнерше. Как правило, Хищник сам является психологически нездоровым человеком, который стремится компенсироваться за счет партнерши. Поэтому у Хищника есть только один путь — либо перерождаться, личностно развиваться, изменяться, признавая собственное несовершенство, либо погибать. Под "гибелью" в данном случае понимается духовная деградация. Заметим, что факт мужской измены автоматически делает в женском бессознательном из мужчины хищника, даже если он таковым и не являлся прежде. Внутри дискретного пути Первого этапа женской самореализации можно найти пять стадий.
|
||||||||||||||||||||||||||||
О четвертой и пятой стадиях дискретного пути необходимо поговорить особо. На стадии "психической смерти" женщине чрезвычайно важно доверять своему внутреннему процессу. К сожалению, это очень сложно, так как эмоциональный пласт описывается такими переживаниями как: опустошенность, боль, разочарование, пессимизм. Длительное время переживать подобные чувства женщина не может, поэтому старается "развеяться", скомпенсировать себя, или стремится вернуть все "как прежде". Она может заводить новые знакомства с мужчинами, чтобы "почувствовать себя женщиной". Однако все это происходит "от отчаянья", а не от ощущения женской силы. В этом и состоят главные подвохи этой стадии. Поэтому женщине в таком положении необходима специальная поддержка. Полное проживание отчаянья, боли и опустошения являются необходимым условием достойного выхода из ситуации. Женщина должна "умереть" и возродиться заново. Четвертая стадия для женщины — это возможность очищения от энергетического "заражения" хищника. Пятая стадия наступает тогда, когда женщина ощущает в себе достаточно сил, чтобы начать строить себя заново. И здесь важно два момента: |
|||||||||||||||||||||||||||||
Осознание и принятие собственного тела. |
Итак, женщина строит себя заново. Она отделилась от тела матери, осознает свою женскую природу, исследует свои ощущения, сравнивает их, постигая язык собственного тела. В сказках это волшебное платье, украшения, танцы. В восточных сказках этот период описан более откровенно. На этом отрезке своего пути для женщины чрезвычайно важно подолгу разглядывать свое тело, и его отражение в зеркале. Причем, без оценок и критики. И желательно обнаженным и в полный рост. Это непростое упражнение, но необходимое. Ибо пока женщина не примет своего собственного тела, со всеми его особенностями, ей чрезвычайно сложно будет научиться понимать и использовать женскую силу. |
||||||||||||||||||||||||||||
Выбор достойного партнера. |
Освободившись от энергии хищника, приняв себя, свое тело, женщина готова выбирать достойного партнера. Этот период описан в сюжетах, где героиня устраивает избранникам испытания. Она может быть в высоком тереме, или дает задания, просит, чтобы ее "перемудрили", или рассмешили. Или, как Брунхильд, окружает свой дом кольцом из огня, зная, что пройти через него может только единственный ее суженый. Ее душа начинает действовать в паре с инстинктом, для того чтобы, наконец, прийти к состоянию "священного брака". |
||||||||||||||||||||||||||||
Итак: |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Сюжеты Второго этапа женской самореализации |
Oсознание родовой идентичности. Второй этап является в сказках через отношения между женщинами: сестрами, сводными сестрами, мачехой, свекровью. Примеры: "Крошечка-Хаврошечка", "Золушка", "Морозко" и пр. Освободившись от иллюзий и наивности во взаимоотношениях с мужчиной, женщина продолжает путь роста своей души и ищет опору в себе самой. Для нее важно ощутить родовую принадлежность и связь. |
||||||||||||||||||||||||||||
Стадии второго этапа |
Можно выделить шесть стадий:
|
||||||||||||||||||||||||||||
Третий этап самореализации |
Взаимоотношения с "большим" социумом. Героиня сказок проходит путь от социального отвержения к успеху. Правда, в некоторых сказках не всегда счастливый конец ("Красные башмачки"), но всегда есть урок. Примеры: "Гадкий утенок", "Красные башмачки" |
||||||||||||||||||||||||||||
Задачи этапа |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Четвертый этап самореализации |
Жизнь в соответствии с природными циклами и принципами женской энергии На этом этапе можно говорить о зрелости женщины и ее синхронизации с природными циклами (времена года, лунный цикл, закономерности архаических природных праздников и пр.). Она научается жить в соответствии с природными ритмами, используя знания "низшего" и "высшего" миров. Все ее действия становятся осмысленными и несколько мистичными. Она осознает подлинный смысл заботы и старается ему следовать. Она умеет собирать: знания, энергию, друзей, детей, близких, материальное. Она умеет накапливать, постоянно обращаясь к жизненному и архаическому опыту. Она умеет трансформировать: проявлять "женскую магию" (искусство наделения различных объектов окружающего мира определенными свойствами и силой и на основании этого конструктивно воздействовать на реальный мир); перерождаться внутренне. Она умеет удерживать: не расходует собственную энергию на излишние эмоции и переживания, рачительно ведет хозяйство, проявляет подлинное благоразумие и мудрость. |
||||||||||||||||||||||||||||
Курсы для женщин
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Женщина в бизнесе. Курс для бизнес-ледиКаковы особенности "женского бизнеса"? Как бизнес-леди сохранить и использовать собственную женскую природу для достижения успеха? Как женщине создать эффективно работающую команду "под себя"? Этим и другим актуальным вопросам и проблемам, возникающим у активных женщин, посвящен данный курс. |
|||||||||||||||||||||||||||||
В программе курса: |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Ведущие: |
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологии, директор СПбИС. Семинар-тренинг проводится в 2 дня.
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Ведущие |
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологии, директор СПбИС. | ||||||||||||||||||||||||||||
Самоактуализация, творческая и социальная реализация личности, — один из важнейших феноменов практической психологии. Обсуждению того, как влияет половая принадлежность на процесс самоактуализации посвящена эта программа. Проблема "женского" и "мужского" волновала человека, вероятно, с момента разделения Андрогина на два автономных пола. В чем тайна женственности и мужественности? Чего хочет женщина, чего хочет мужчина? Эти вопросы не теряют своей актуальности и сегодня. В программе курса анализируются модели "женской" самоактуализации, которые нашли отражение во множестве сказок, легенд и мифов. Динамика женской и мужской самореализации различна. Поэтому понимание глубинных механизмов развития, сопряженных с "тайной пола", дает современному человеку ключ к эффективной самоактуализации, творческой и социальной реализации. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Структура курса |
Курс рассчитан на 30 часов. Цель курса — помочь женщине в успешной, осознанной самореализации. Темы:
|
![]() |
Главная Сады искушений и наслаждений Гостевая |
![]() |