Главная    Поляна раздумий •  Гостевая  • 

 

История и создатели
Института сказкотерапии

Sun

 

Сначала был метод...

В начале пути не было ничего...Нет, это не правда, образование-то было! В основном, психологическое, еще -- музыкальное, педагогическое, филологическое, медицинское, техническое, строительное, художественное...Многовато. Хорошо, что хоть все это ни у одного человека.

В начале 90-х российский психологической мир захлестнула волна зарубежных "терапий". Мы, как дети, радовались тому, что, наконец, "дорвались" до конкретных методов помощи человеку! Психоанализ, гештальт, транзактный анализ, психосинтез, бихевиоральная терапия, юнгианский анализ и анализ по Адлеру, гуманистическая терапия Роджерса и концепция самоактуализации Маслоу! "Вау", -- как сказали бы сейчас. Сколько тренингов, переводов, семинаров, лекций, конференций, -- и на все нужно успеть, ничего не пропустить. А потом сразу же апробировать на "изголодавшихся" психологически запущенных клиентах!

Мы честно прошли этот "бум", попробовали себя в разных направлениях и техниках, и поняли...что-то тут не так! А где наш, российский, терапевтический метод, адаптированный под особый менталитет? Где тот, как сейчас говорят, "формат", в котором можно творчески синтезировать все лучшее от "терапий"? В какой форме лучше всего до "психологически запушенного" клиента "доходят" психологические знания?

После продолжительного внутреннего и профессионального поиска стало понятно, что нужен "формат" сказки, метафоры. Ведь это то, что легко усваивается, и надолго запоминается. Понятно, что сказочные сюжеты, в которые мы "упакуем" психологические знания, должны быть адекватны возрасту и интересам клиента. Но это -- "дело техники"!

Так у Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой созрела мысль "упаковки" психологических знаний в сказочную форму. Но это было только начало. Дальше -- встречи с чудесными людьми, коллегами, сказочниками, одухотворенными безумцами, исстрадавшимися клиентами. И, постепенно, стала оформляться концепция метода Комплексной сказкотерапии. Надо сказать, что данный процесс идет до сих пор.

Елена Романова, Андрей Гнездилов, Тамара Сытько, Юрий Тележко, Галина Николаева, Дарья Протасова, Елена Тарасова, Татьяна Баязитова, Татьяна Карасева, Татьяна Грабенко, -- вот имена первых российских, питерских сказкотерапевтов. Страна может ими гордиться!

Правда, для нашего менталитета так непривычно, что какая-то новая "терапия" оформилась в России, тем более в Питере. Поэтому новорожденную сказкотерапию некоторые стали причислять к разновидностям арттерапии, забывая о том, что парадигмы-то разные! Более того, сказкотерапия исторически более древний "формат" передачи знаний о жизни. Поэтому, говоря сегодня о методе сказкотерапии, будем помнить, что это древнейший способ общения, передачи знаний, известный и неизменно используемый с незапамятных времен. Только термин "сказкотерапия" новый, но суть -- проверенная временем!

Раз "сказкотерапия" родилась в Питере, естественно, что именно в этом городе, со временем, появился официальный Институт сказкотерапии.

Кто-то скажет нам, что нескромно приписывать себе рождение целого метода, ведь анализом сказок занимались многие психологи, особенно юнгианцы. Поверьте, друзья, мы свято храним традиции, и глубоко чтим Карла Густава Юнга, Ханса Дикманна, Марию-Луизу фон Франц, Клариссу Пинколу Эстес, Эриха Фромма, Зигмунда Фрейда, Эрика Берна, и, конечно, Бориса Герасимовича Ананьева! Но все же, давайте поверим и порадуемся тому, что концепция Комплексной сказкотерапии, которая сегодня защищена Авторским свидетельством, родилась в Петербурге, в России.

И давайте сейчас, еще немного, поговорим о нем, о методе, даже если Вы и все об этом уже прочитали на другой страничке нашего сайта.

Если спросить наших соотечественников, в чем они нуждаются более всего, часто можно услышать ответ -- в деньгах. Удовлетворение этой потребности порождает особый стиль жизни, оставляя в ней все меньше места сказочному. И кажется, что сегодня уж точно "не до сказок". Думая так, мы можем действительно забыть о том, что об этой ситуации есть немало сказочных историй.... Однако подобный стиль жизни и взаимоотношений несообразен внутренней природе человека, и поэтому приводит к стрессу. Неудача, потеря, разочарование, либо озлобляют человека, либо заставляют задуматься о том, чему раньше уделялось лишь незначительное внимание. И здесь на помощь взрослому и подростку приходит психотерапевтическая сказка. Она несет в себе живое человеческое УЧАСТИЕ и МУДРОСТЬ.

И это то, в чем на самом деле больше всего нуждается человек.
 

Есть еще немало людей, у которых термин "сказкотерапия" вызывает улыбку, и отношение как несерьезному, "детскому" методу. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них изменяет свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии, и один из самых молодых методов в современной научной практике.

Несмотря на то, что сказкотерапия не имеет возрастных ограничений и множество разработок адресовано взрослым, существует "миф" о том, что этот метод является "детским". Каковы его истоки?

Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает "правополушарный" тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывалось у ребенка благополучно (заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали), -- то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный "банк" жизненных ситуаций. То есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира и пр. Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, этот "банк", эти знания находятся в ПАССИВНОМ состоянии. Это тоже прекрасно, ибо РЕСУРС успешной социализации в любом случае у ребенка имеется.

Если же взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребенком сказочные истории, осмыслять ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ, ища параллели с реальными явлениями, то "банк" знаний о Мире переходит в АКТИВНОЕ состояние. Что это значит? Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; размышляет о своем ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ, исследуя собственные способности и возможности; осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси души.

Важно ли это для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких "серьезных" вещах? Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной безнаказанности, отрицающего "сказочные" законы взаимодействия с Миром. Может быть, сказки это и "пустяки" и "несерьезность", однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только когда человек возвращается к своему изначальному, "сказочному" восприятию мира.

Это восприятие намного старше первобытного строя, оно свободно от страха перед силами Природы и гневом разнообразных Божеств. Сказочное восприятие Мира характеризуется ощущением гармонии и радости, которое вспоминает человек, когда ему удается "вырваться на природу". И только неся в себе энергию этого ощущения, человек может проявить себя, как созидатель и творец. Похоже, вступив в Новое Тысячелетие, взрослый готов вспоминать... И поможет ему сделать это -- Ребенок, у которого "сказочное" восприятие Мира еще не забылось, и ищет подтверждения своей "правильности".

Эти соображения дают основания определить предмет сказкотерапии как процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. И конечно, сказкотерапия -- это еще и процесс "вспоминания" и возвращения подростку и взрослому гармоничного мироощущения. Что, в свою очередь, станет основой для созидательных действий по отношению к себе, близким, окружающему Миру.

Для того чтобы стать направлением в практической психологии сказкотерапия прошла большой путь. Она была и продолжает быть средством передачи опыта и знаний "из уст в уста". Она была и продолжает быть предметом исследований различных специалистов (ведь надо же кому-то "расшифровать" древние послания!). Она служила и продолжает верно служить многим психологам, психотерапевтам и педагогам как техника психологической помощи и обучения. И, наконец, ее признали как особое явление в человеческой культуре, как мультидисциплинарную систему, как носителя важнейшей информации.

Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с клиентом на ценностном уровне. Психологические, культуральные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы. Ведущими идеями сказкотерапии являются:

  • осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
  • понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
  • познание разных стилей мироощущения;
  • осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
  • внутреннее ощущение силы и гармонии.
 

Может возникнуть мысль: а не уводят ли занятия сказкотерапией от реальности? Легче всего ответить: нет, не уводят, а наоборот, приводят. Однако, это было бы не совсем верно. Многое зависит от возраста. Детей, безусловно, занятия сказкотерапией не уводят от реальности. Каждое занятие сказкотерапевт завершает, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка, и как мы эти знания и опыт будем использовать в ситуациях нашей жизни? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята "мудреют", познают жизнь, приобретают социальные навыки.

А подростки, ведь у них (при нормальном развитии) в этом возрасте активно "включается" левое полушарие? Действительно, аура "сказочности" при работе с подростками и взрослыми должна быть "дозированной". Для подростков и взрослых эмоциональный аспект сказкотерапии ("вспоминание" сказочного мироощущения) является дверью к их личностному ресурсу. Погружаясь в сказку, подростки и взрослые могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации. И, открыв в себе ресурс, подросток и взрослый переключаются на события своей жизни, немного иначе осмысляют их, и приступают к конструктивному социальному моделированию.

Для подростков и взрослых особенно важны когнитивный и творческий аспекты сказкотерапии. Анализ сказок (когнитивный аспект) позволит изменить, или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, соприкоснуться с духовными ценностями. Сочинение, рисование, изготовление кукол, драматизации сказок (творческий аспект) позволят высвободить творческую энергию воображения. Все это силы, которые помогут подростку и взрослому конструктивно изменять свою жизнь.

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно еще и тем, что имеет немного ограничений, по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т.д. Не выявлено ограничений и по шкале "нормальное -- отклоняющееся развитие": сказкотерапия "работает" и с "нормально развивающимися", и с "альтернативно развивающимися" людьми (имеются в виду особенности интеллектуального, психофизического и сенсорного развития). Однако имеются особенности применения сказкотерапии в области дефектологии. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но... в каждом случае свои комбинации, акценты, "посылы".

Может показаться, что сказкотерапия универсальный метод. В контексте осмысления жизненного опыта, возможно. Но, как известно, универсальных методов не бывает, и в этом большое завоевание современной практической психологии.

Современная сказкотерапия "трех лика". Она имеет "лик" диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека); "лик" воздействующий и "лик" профилактический (или развивающий).

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки. И это является темой обучения сказкотерапевтов. Разнообразные сказки "подаются" клиенту под различными "соусами": анализ сказки, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, драматизации, рисования, игры, медитации и многое другое. Весь арсенал техник отнесен к разделу "направления сказкотерапии". Это также является предметом изучения будущих сказкотерапевтов. Поэтому подготовка сказкотерапевтов процесс творческий, увлекательный, но не простой.

И еще один секрет метода состоит в следующем: в сказкотерапии важно действие, но еще более важно ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующий развитие клиента. Развитие, не зависящее от психолога. Собственное РАЗВИТИЕ.

Часто сказкотерапевт пишет сам "сказку для клиента". Но то, что было полезно одному, нередко становится полезным и другому. Таким образом, пополняется "банк" психотерапевтических сказок.

Функции психотерапевтических сказок:

  • Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента, и дополняет ее общечеловеческой информацией.
  • Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.
  • Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.
  • Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.
  • Сказка является символическим "буфером" между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.
  • Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.
  • Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того, чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).
 

Однако важно помнить о том, что не всегда взрослый человек сразу готов к занятиям сказкотерапией. Поэтому психотерапевтические сказки на первых этапах работы "вставляются" как бы ненароком, как бы "к слову". Обычно сказкотерапевт аргументирует рассказывание сказки собственной "неожиданной" ассоциацией с историей клиента. Возникающий при этом "эффект неожиданности" часто положительно мотивирует клиента.

При использовании психотерапевтических сказок важны три вещи:

  • Уместность
  • Искренность
  • Дозированность

Как бы ни любил психолог сказки, их использование должно быть уместным. В противном случае можно исказить всю идею. Первую психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда она наиболее ярко и образно иллюстрирует основную мысль психолога при формулировании "обратной связи" клиенту.

Рассказывание психотерапевтической сказки -- это всегда сокращение "дистанции" с клиентом. Следовательно, от сказкотерапевта требуется проявление открытости и искренности.

Психотерапевтические сказки побуждают к размышлению. Часто это процесс длительный. Поэтому нельзя "перегружать" клиента сказками, чтобы он не утратил к ним чувствительность.

Сегодня, когда многие из нас сознательно, а многие и бессознательно, ищут нравственные ориентиры, переосмысляют жизненные ценности, именно обращение к сказке позволит заново открыть, вспомнить о простых и глубоких истинах. Именно обращение к сказке позволит напитать Душу Добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

А потом был создан Институт...

Официальной датой основания Института сказкотерапии считается 1998 год. Однако появление института предсказывали еще Братья Стругацкие в повести "Понедельник начинается в субботу" -- знаменитый НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства). Далее, в 1982 году на экраны вышел любимый многими фильм "Чародеи", действие которого происходит в НУИНУ (Научном универсальном институте необыкновенных услуг). Итак, в 1998 году инициативная группа первых в нашей стране сказкотерапевтов решила -- необходимо сделать акт "социальной интеграции". Так появился давно предсказанный Институт сказкотерапии.

Институт совсем молодой, однако сказкотерапия -- самая древняя психолого-педагогическая и воспитательная технология. Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин -- сказкотерапия. Понимая под ним способы передачи знаний о духовном пути души и созидательной социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию системой, сообразной духовной природе человека.

В человеческой цивилизации сказкотерапия имеет почтенный возраст -- не одно тысячелетие. Однако в научном мире -- сказкотерапия имеет совсем юный возраст -- 12 лет. Поэтому многие психологи и психотерапевты хотят присоединить ее к арттерапии, или к чему-либо другому. Но мы уверены в том, что сказкотерапия имеет право на самостоятельность. Надеемся, что познакомившись с нашими материалами, вы поддержите наше мнение.

В контексте возрождения конструктивной национальной идеи, хотим подчеркнуть, что сказкотерапия -- истинно русское направление. В отличие от психоанализа, гештальт-терапии, психосинтеза, арттерапии и других психотерапевтических направлений, сказкотерапия зародилась в России и развивается отечественными специалистами. С одной стороны, это может несколько тормозить продвижение сказкотерапии на международный психологический рынок. Но с другой стороны, приоритет "российского гражданства" важен для нас особенно сейчас, когда лучшие люди осмысляют свои традиции.

Сегодня Институт сказкотерапии представляет собой научно-практический и исследовательский центр. Мы разрабатываем методологию Комплексной сказкотерапии для детей, подростков и взрослых с разнообразными проблемами.

Приоритетными направлениями являются: сказкотерапевтические программы для детей и подростков с отклонениями интеллектуального развития, развитие эмоционально-волевой сферы детей и подростков, экологическое воспитание, помощь несовершеннолетним правонарушителям, подготовка волонтеров для работы с пожилыми людьми, психотерапия потерь; программы для пожилых людей; программы для работы с родителями инвалидов детства, раннее сопровождение и пр.

Мы предпочитаем работать с организациями, ибо только когда учреждение работает в единой концепции можно добиться достойных результатов. Примером является Шекснинская специальная общеобразовательная школа для подростков с девиантным поведением. Материалы об этом проекте Вы найдете на странице "Море любви" нашего сайта.

Деятельность Института сказкотерапии разворачивается в трех направлениях:

исследовательском

Исследовательское направление связано с изучением мифов, сказок, фольклора; влияния метафор на развитие личности. Практическими "продуктами" исследовательской деятельности становятся публикации и антистрессовые, психопрофилактические, развивающие и коррекционные программы.

консультативном

Консультативное направление связано с проведением индивидуальных и групповых консультаций, терапевтических сеансов для детей, подростков и взрослых. В институте действует программа специальных консультаций по социальному менеджменту и фандрайзингу для некоммерческих учреждений. Специалисты института помогают учреждениям системы образования и социальной защиты составить Концепцию функционирования и развития учреждения; помогают оформлять заявки на гранты.

образовательном

Образовательное направление связано с системой подготовки сказкотерапевтов, или специалистов, желающих использовать сказкотерапию в профессиональной практике.

За Круглом столом сказкотерапевтов сидят многие люди, и вот их имена...

Директор Институт сказкотерапии
Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева,
доктор психологии, автор книг по сказкотерапии

Руководитель отдела маркетинга и фандрайзинга, системный аналитик Института
Дмитрий Федорович Фролов,
кандидат технических наук, автор программ по сказкотерапии, бизнес-консультант,
консультант по стратегическому планированию

Главный Сказочник
Андрей Владимирович Гнездилов,
доктор медицинских наук,
профессор, имидж-терапевт, терапевт колокольным звоном, зав.кафедрой гериатрии МАПО

Лучшая сказкотерапевт
Елена Александровна Тихонова,
мастер школьной адаптации и тренинговой работы с подростками

Гениальный сказкотерапевт-реализатор
Ирина Валентиновна Пестовская,
заместитель директора Шекснинской специальной школы по научно-методической работе, асс в деле организации системного внедрения сказкотерапии в коррекционном учреждении

Коалиция сказкотерапевтов насчитывает более 10000 человек на территории России и стран Балтии.

География: Калининград, Сыктывкар, Вологда, Шексна, Череповец, Новый Уренгой, Челябинск, Свердловская область, Владикавказ, Владивосток, Марий Эл,  Рига, Алтай, Белоруссия, Сургут, Красноярский край, Якутия, Пермь, Петрозаводск, Иркутск, Казань, Эдинбург, Волгоград и др.

Если мы Вас "заразили" сказочными идеями, присоединяйтесь!
Rambler's Top100    Рейтинг@Mail.ru   
  Главная    Поляна раздумий •  Гостевая  •