Главная    Пики достижений •  Гостевая  • 

Эффективное
взаимодействие
в команде

Sun

 

 

Существует поговорка: "Победу надо готовить". Прежде чем команда приступит к выполнению работы, ради которой создавалась, или перейдет к новому этапу своей деятельности, важно дать возможность ее членам "отыграть" разнообразные ситуация внутрикомандного взаимодействия. Именно поэтому данная глава богата играми, — они готовят членов команды к эффективной работе.

Можно ли обойтись без игрового тренинга? Можно, но в этом случае легко попасть в ситуацию, описанную А. Андреевым, который наблюдал за тем, как артель (команда) рыбаков ловит на Волге рыбу бреднем (маленьким неводом, который тащат вручную).

"…договариваясь с одним из артельщиков, что подойдем посмотреть, как они ловят, я сказал, что мы вычистили все свои тони (дно, по которому тащат бредень).

— А зачем?! — удивился он. — Там же бродят постоянно, там все чисто!

Мы подошли к месту их рыбалки как раз, когда они начали растягивать бредень от берега в воду. Бредень был весь спутанный и полный полузасохшей травы. Бросили после предыдущей рыбалки, не разобрав. Мотня, так называется кошель, в который собирается рыба в неводе, замоталась в дель — в саму сеть, из которой делается бредень. В воде такое трудно увидеть и разобрать. К тому же они, еще не начав ловлю, прямо здесь умудрились наловить коряг.

— Откуда? — возник у нас вопрос, — ведь они же действительно тут постоянно бродят!

И тут же пришел ответ. Артельщик залез в сеть, вытащил из нее толстенную корявую ветку и швырнул в воду сзади сети.

— На берег бы… — неуверенно предложили мы.

— А! — махнул он рукой. — Мы там дальше не ловим никогда.

Как оказалось впоследствии, именно сегодня они решили начать ловлю метров на 10-15 дальше, чем обычно. Очевидно, другие артели тоже не ловили "там дальше", потому что коряги попадались на протяжении всей рыбалки и постоянно швырялись в воду же.

Победу надо готовить, а к делу хорошенько готовиться. Везет только дуракам. Именно тебе обязательно не повезет. Хотя бы потому, что, начиная предпринимательство, ты должен подготовиться так хорошо, чтобы везению не оставалось места, как и невезению".

Итак, основная цель приводимых в этой главе игр — "подготовить победу" на основании ключевых идей работы в команде.

Ключевыми идеями работы в команде являются:

  • ощущение общности и доверия вместо одиночества и отчуждения;
  • сотрудничество вместо конкуренции;
  • работа на общий результат вместо индивидуализма;
  • творчество вместо стереотипных действий;
  • конструктивная самореализация вместо "борьбы за выживание"

Ощущение общности и доверия вместо одиночества и отчуждения

 

Основные идеи игр:

  • Люди собираются вместе не случайно: всегда есть нечто, что их объединяет.
  • Между людьми существуют невидимые связи, среди них есть более прочные и менее прочные.
  • Ощущение связи с другими позволяет пережить ценность Единства

Невидимая связь

Для проведения этой игры ведущему потребуется моток прочных толстых нитей (главное, они не должны сразу же рваться при сильном натяжении).

Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю.

"Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же, видели озорной блеск его глаз, и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.

Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления.

"Как непросто всем уживаться друг с другом, — думал мудрец, — что бы такого предпринять? — размышлял он".

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью".

Далее ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого участника игры и вкладывая ему в руки нить.

"Воистину нить эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился "узловатым". Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами".

Ведущий на последнем участнике игры, стоящем в кругу, отрезает нить от мотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

— Дорогие друзья! — обращается ведущий к участникам игры. — Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Какова она на ощупь? Гладкая, шелковая, тонкая, прохладная…Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя… Она натянется и станет "резать" руки. Такие отношения некоторые называют "натянутыми"…

— А если, — продолжает ведущий, — кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать… Что будет, давайте попробуем…Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом… О таких ситуациях говорят "он тянет одеяло на себя"…

— Некоторые люди, — продолжает ведущий, — предпочитают одевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать?.. Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутил, как больно нить режет шею…Про такие ситуации люди говорят "посадил себе на шею"…

— Разные эксперименты можно проводить с этой нитью, — продолжает ведущий, — собственно, многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею, или вообще отпустят…На это ли рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок? Наверное нет…

— Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Спасибо!

Игра закончена, нить можно положить на время обсуждения в круг. Потом смотать и убрать. Нить можно хранить среди ценных вещей и талисманов команды, как символ связи между ее членами.

Обсуждение игры

— Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца?

— Что было легко, что трудно, в этой игре?

— Чему эта игра может научить команду?

Линии обсуждения игры

  • Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение невидимой связи помогает пережить доверие.
  • Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить: натянутом или свободном.
  • Экспериментируя с натяжением нити мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Среди членов команды бывают разные эпизоды в общении. Главное, что бы ни происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.

Таверна "Находка"

Перед началом игры ведущий рассказывает небольшую вводную историю.

"Люди рождаются в разных городах и странах. Но по какой-то удивительной закономерности они могут оказаться в одном месте, в одно время. Зачем судьба сводит людей в одной точке? Мудрецы говорят, что люди, оказавшиеся в одном месте, в одно время, могут быть полезны друг другу. Но каждый ли знает об этом? Каждый ли умеет ценить неповторимый миг встречи?

У каждого из нас своя судьба, свой путь, но мы соприкасается друг с другом по каким-то неведомым законам. С одними людьми мы расстаемся, едва соприкоснувшись, с другими — мы чувствуем общность и устанавливаем прочные связи. Мудрецы говорят, что мы — путники на дороге, именуемой Жизнь. Что встретится нам на пути?..

Давным-давно, на перекрестке путей один добрый человек выстроил таверну и назвал ее "Находка". Он верил, что на пути каждый что-нибудь для себя находит. А в таверне путешественники могли найти неизменно вкусную еду, кров и общество тех, кому будут интересны их истории…"

Сюжет первый

"Секрет таверны "Находка"

— У хозяина таверны были свои причуды, — продолжает ведущий. — Он не обслуживал единичные заказы. Его можно понять — в этой маленькой кухне была только одна кастрюля и единственная сковородка. Кроме того, дрова в этой стране были дороги, рабочих рук не хватало, да выручка с одного блюда слишком мала. Но, несмотря на причуду хозяина, таверна всегда была полна посетителей. В чем тут секрет? Как вы думаете?

Ведущий провоцирует небольшое обсуждение, обмен мнениями среди участников игры. После того, как все выскажутся, ведущий продолжает:

— Оказывается, хозяин просил одиночных посетителей найти себе сотрапезника, то есть того, кто согласится есть то же самое блюдо. Поэтому желающему покушать, а таверна славилась отменной кухней, приходилось искать себе компанию. Знакомиться с другими посетителями таверны и искать среди них человека, или людей, с которыми у него совпадали бы гастрономические пристрастия. К чести хозяина, он выполнял любой заказ — от самого простого до самого изысканного; от картошки в мундире — до омаров в шампанском. Некоторых посетителей возмущали причуды хозяина, и они порывались уйти. Но в ближайших двухстах милях не было ни одного, даже самого захудалого ресторанчика. И голодные путники возвращались. Раздраженные, они переступали порог таверны, но, о чудо, атмосфера, царившая там, была настолько теплой и дружественной, что невольная улыбка стирала печать недовольства. За столиками таверны велись непринужденные беседы, кто-то заразительно смеялся, кто-то пел песни…Замысел хозяина был прост — тот, кто нашел общность в еде, никогда не будет выяснять отношения друг с другом с помощью кулаков. И посетители, знакомясь с другими и выясняя их вкусы, с радостью понимали, как, оказывается, занятно находить с другими точки соприкосновения, пусть даже в таком "пустяковом" вопросе (хотя, когда голоден, этот вопрос вовсе не пустяковый!).

— Итак, — продолжает ведущий, — представьте себе, что вы все — одинокие путники, не знакомые друг с другом, зашедшие в таверну "Находка". Чтобы хозяин принял ваш заказ, вам необходимо найти сотрапезников. Для этого, вам придется познакомится с каждым, и найти общее в своих гастрономических пристрастиях. Потом, зная о вкусах каждого, и соотнеся это с собственным желанием на данный момент, вы образуете в таверне "столики". За "столиками" стоят 2-4 кресла. Помните, хозяин примет любой ваш заказ, даже самый фантастический.

Участники игры начинают, свободно передвигаясь по комнате, выяснять гастрономические вкусы друг друга. Потом они объединяются в малые группы (2-4 человека), на основании общего заказа одного блюда. Участники игры рассаживаются в комнате так, как будто образуют "столике" в таверне. Убедившись, что все посетители таверны сидят за "столиками", ведущий переходит ко второму сюжету игры.

Сюжет второй

"Глухой официант"

— Господа! — продолжает ведущий. — А знаете ли вы, что в таверне "Находка" уже давно служит старый официант? Когда-то он был молод, ловок и горяч. Он так любил свою работу, что не успел выучится грамоте, хотя обладал феноменальной памятью — он запоминал заказы, не записывая. Но теперь он потерял слух и былую расторопность. Так что, если клиент не четко объяснит ему свой заказ, он может принести все, что угодно, и лягушку на вертеле, и дамские туфли в шоколадном соусе. Поэтому вам, господа, придется объяснить глухому, не умеющему читать официанту, ваш заказ, так, чтобы он вас понял.

Роль официанта может играть любой желающий, или сам ведущий. Помогать официанту могут все посетители таверны "Находка" (ведь каждый хочет побыстрее получить свой заказ!). Ведущему, безусловно, будет интересно, какие средства объяснения своего заказа глухому официанту выберут сидящие за "столиками".

После того, как каждый "столик" объяснил свой заказ и удостоверился, что глухой официант его правильно понял, ведущий переходит к третьему сюжету игры.

Сюжет третий

"Блюдо в дорогу"

— Да, господа, — продолжает ведущий, — вы правы — таверна эта полна причуд! Представьте себе, посетители таверны, сытые и довольные после вкусного обеда, блаженно раскинулись в креслах, ведя неспешные непринужденные разговоры. И в этот самый момент, хозяин выходит к посетителям с огромной книгой! В этой книге — удивительные рецепты, каждый из них придуман посетителями таверны, оказавшимися в ней одновременно, как вы все сейчас.

— Через некоторое время, — продолжает ведущий, — каждый из вас отправится в путь. Не в правилах хозяина таверны "Находка" отпускать посетителей с "пустыми руками". Тем более, что вам предстоит длинный путь. Блюдо, которое вы унесете с собой, объединит гастрономические пристрастия каждого из вас, и будет приправлено душевной атмосферой таверны "Находка".

— Итак, вам предстоит, создать рецепт общего "блюда в дорогу". Вы знаете, как составляются рецепты? На этой доске хозяин обычно записывает предлагаемые ингредиенты, и их количество, от каждого посетителя. Когда все ингредиенты блюда будут названы, вам предстоит разработать технологический цикл его приготовления.

Каждый участник игры предлагает свой ингредиент и его количество, а ведущий записывает все предложения на доске. Когда все составляющие будут названы, ведущий интересуется, как это блюдо можно приготовить, тем самым провоцируя обсуждение среди участников игры. Посетители таверны приходят к согласию, и ведущий под их диктовку записывает технологию приготовления блюда на доске.

— Спасибо, господа! — говорит ведущий. — Теперь совершенно ясно, как готовить это блюдо. Но как же оно называется? Пожалуйста, дайте ему название, под которым оно займет достойное место в книге рецептов хозяина таверны "Находка".

Участники игры, перебрав множество идей названия, должны прийти к общему мнению, и сообщить его ведущему; после чего, название блюда также записывается на доске.

Сюжет четвертый

"Приготовление блюда"

— Господа! — продолжает ведущий. — Хозяин таверны "Находка" очарован вашей гениальностью, и допускает вас в "святая святых" этого дома — на кухню. Он дозволяет вам самим приготовить придуманное вами блюдо.

— Итак, мы на кухне таверны "Находка". Не удивляйтесь, что перед вами всего лишь большой лист бумаги и цветные карандаши. Для того чтобы приготовить блюдо, в этой таверне достаточно нарисовать его готовым.

Участники игры все вместе рисуют блюдо готовым, и аплодируют самим себе.

Сюжет пятый

"Благопожелание в дорогу"

— Господа! — продолжает ведущий. — Дорога зовет! Отрежьте себе в дорогу по куску вашего чудесного общего блюда. Оно подкрепит ваши силы в дороге. А вместо ножа в таверне "Находка" сегодня используют ножницы!

Ведущий торжественно вносит на подносе одни ножницы. Участники игры спонтанно делят блюдо, давая ведущему возможность наблюдать за этим увлекательным процессом.

— Друзья! — говорит ведущий, после того, как каждый взял свой кусок. — В таверне "Находка", существует еще одна традиция. Посетители пишут друг другу благопожелания в дорогу на обороте рисунка дорожного блюда. Давайте поддержим эту традицию, и — в добрый путь!

Участники игры пишут друг другу добрые слова на обороте рисунков частей общего блюда. Потом все символически прощаются друг с другом. Игра закончена.

Вопросы для обсуждения игры

— Итак, вы побывали в таверне "Находка", каковы ваши впечатления?

— Удалось ли вам заказать то блюдо, которое в действительности хотелось отведать?

— Если не удалось, то что этому помешало?

— Легко ли было объяснять свой заказ глухому официанту?

— Легко ли было создавать общее блюдо? Какие трудности и радости вы испытывали в этом процессе?

— Часто ли ваши личные интересы, предпочтения входили в противоречие с интересами других?

— Каким образом вам удавалось преодолевать эти противоречия?

— Какие ощущения вызвала у вас традиция писать благопожелания в дорогу?

— Как вы будете употреблять "блюдо в дорогу"?

— Полезны ли для вас те пожелания, которые вы получили?

— Что вы нашли для себя в таверне "Находка"?

Линии обсуждения игры

  • Если люди собираются в одном месте, в одно время, они имеют возможность получить нечто большее, нежели чем имеют в данный момент. В нашей игре — это возможность найти в каждом человеке нечто объединяющее с собой. Зачем это нужно? Может, затем, чтобы найти будущих единомышленников. Может, для того, чтобы просто провести приятно вечер. Может, затем, чтобы обогатить свой опыт опытом и знаниями другого. Может, для того, чтобы начать формировать умение работать в команде…
  • Как часто встречаются нам люди, говорящие "на разных языках"? Нередко приходится переводить с "русского на русский". Что нужно сделать для того, чтобы человек нас понял? Искусство доносить свои мысли до другого необходимо в команде. В команде формируется, так называемое, общее "терминологическое поле", когда все члены команды одинаково понимают действия, события и прочее. Кроме того, в сработанной команде существует система условных жестов, значение которых сразу понятно всем. Объясняя заказ глухому официанту, мы учились доносить друг для друга свою идею. При достаточном уровне развития этого навыка, можно понимать друг друга с "полужеста", с "полуслова".
  • Между людьми существуют невидимые связи. Но в нашей игре эти связи стали видимыми, благодаря общему блюду и благопожеланиям в дорогу. Соприкасаясь друг с другом, люди могут подарить частицу тепла и добрую мысль. И это то, что может оказать существенную поддержку в трудный момент. Вы заметили, что обмениваться благопожеланиями приятно, и необременительно. Чем глубже понимание чувств, желаний, мотивов, притязаний адресата, чем искреннее пожелание, тем сильнее оно "работает", как на получателя, так и на дарителя. Чтобы подставить в нужный момент "плечо" товарищу по команде, необходимо научиться "благожелать" ему. Так формируются взаимоотношения обмена между людьми, в особенности между членам команды. Так формируется то, что называют "командным духом".

Сотрудничество вместо конкуренции

 

Ключевая идея сотрудничества — принятие индивидуальности другого. Поэтому упражнения и игры, направленные на формирования взаимоотношений сотрудничества между членами команды, иллюстрируют следующие мысли:

  • Все люди разные, каждый обладает своими способностями, возможностями, "ахиллесовыми пятами" и ресурсами.
  • Внимание к себе и внимание к другому; понимание качества заботы о себе и о ближнем.
  • Человек многогранен: если ты уже знаешь о его недостатках, можно потрудиться искать его достоинства.
  • Что можно сделать для того, чтобы "подстраховать" другого.
  • Как можно создать условия для того, чтобы проявились способности другого.

Эти мысли являются темой обсуждения игр и упражнений.

Игры, иллюстрирующие идею "сотрудничества вместо конкуренции":

Ладони
(серия игр)

— Мудрецы говорят, — начинает ведущий, — что все люди разные, каждый обладает своими способностями, возможностями, "ахиллесовыми пятами" и ресурсами. С давних времен люди с особым вниманием и почтением относились к тем неповторимым рисункам, которые нанесены природой на наши ладони. Так, например, говорил Учитель своему ученику: "Твои дороги начертаны на твоей ладони. Ладонь — карта твоего жизненного пути. Нет в мире в точности такой ладошки, нет в точности такой судьбы, нет в точности такого пути, как твой. А, значит, нет и не может быть у тебя поводыря. Есть и будут помощники, наставники, учителя. Есть и будут попутчики, соратники, партнеры. Есть и будут искусители, неприятели, скрытые и явные враги. Но ведешь себя по жизненному пути ты и никто иной. Учись изучать себя, учись изучать других. И только те знания, которые ты приобретешь, станут твоим богатством. Вот твоя рука. Обыкновенная, ничем не выделяющаяся. Так кажется только на первый взгляд. Пять пальцев, в каждом три фаланги, за исключением одного — большого. Есть ногти, линии на ладони. Все как у всех. Да не скажи! Приглядись к своей руке. А теперь внимательно рассмотри мою. Видишь разницу?! И дело здесь не только в разнице по величине и силе, нежности и грубости кожи. На ладони каждого особые знаки, и будь к ним внимателен. Мы с тобой не хироманты и гадалки, предсказывать судьбу по руке не станем. Мы же будем учиться искать в себе и в другом особые, индивидуальные черты, дабы не только осознавать многообразие и неповторимость человеческих черт, но и научиться это принимать и использовать в благих целях. Ладонь человека расскажет нам о многом, стоит только внимательно в нее вглядеться".

— Рассказывают также, что тот Учитель учил своего ученика искать сходства и различия в ладонях других людей. И на всех, без исключения, ладонях видел ученик особые миры — звездные дали и рельефы горных хребтов, рисунки океанического дна, и нити разных дорог.

Сюжет первый

"Моя ладонь"

— Расположитесь поудобнее, — продолжает ведущий. — Рассмотрите свою правую ладонь. Какого она размера, какой ширины. Погладьте ее. Какова она на ощупь? Обратите внимание на рельефный рисунок кожи. Исследуйте все линии, морщинки, родинки, следы от "трудов праведных" и "шалостей детства". Постарайтесь все это запомнить.

— А теперь закройте глаза. Постарайтесь на "внутреннем экране" воспроизвести изображение ладони. Удалось ли вам это? Если нет, то не отчаивайтесь! Снова взгляните на ладонь, не торопясь, изучите ее, и вновь закройте глаза! Некоторым из вас это действие покажется несложным, а кому-то потребуется более длительное время. Но приобретенный таким образом навык работы с "внутренним экраном" принесет неоценимую пользу.

Очень важно постепенно добиться того, чтобы видеть на "внутреннем экране" ладонь довольно отчетливо со всеми подробностями. Этот процесс может оказаться для кого-то довольно длительным. Но прекрасно тренирует внимание и память. Поэтому полезно проявить терпение и настойчивость, ведь результат дорогого стоит.

— Давайте попробуем составить рассказ о своей ладони. Назовите, пожалуйста, десять существительных, которые первыми приходят на ум в связи с нашими "исследованиями". Например, такими словами могут быть: линия, родинка, шрам, ноготь, история, судьба, тайна, цвет, кольцо, человек. Используя эти слова, попробуйте описать свою ладонь

Сюжет второй

"Десять отличий"

— Дорогие друзья! — продолжает ведущий. — Выберите себе партнера. Сядьте рядом. Протяните друг другу правые ладони. Рассмотрите их. Ваша задача — совместными усилиями найти в них десять различий. Это не составит особых трудностей. А затем представьте, пожалуйста, ваши находки в литературной форме. Жанр может быть любым — от белого стиха, ироничной пародии, частушки до оды. Например, вот как тонко, иронично, подметил особенности людских ладоней Александр Житинский

 

Александр Житинский

Ладони

По ночным улицам летали белые ладони, похожие на чаек. Они ласкали друг друга, собираясь в небольшие группы, они плавно кружились, светясь в темноте длинными электрическими пальцами с неоновыми фонариками ногтей.

Мои ладони тянулись к ним, мелко трепеща суставами, но им никак не удавалось включиться в хоровод других ладоней. Узкие и независимые, эти другие ладони подчинялись своему ритму и уплывали куда-то вдаль.

Лишь одна из ладоней, размерами побольше других, имеющая к тому же на тыльной стороне редкие изогнутые волосы, приблизилась ко мне, на лету сжимаясь в кулак, и повисла на уровне носа. Она повисела с минуту, как маленькая теплая луна, пахнущая табаком, и это было более чем убедительно.

— Чтобы создать шедевр, вам необходимо внимательно приглядеться к ладоням друг друга и совместными усилиями воспеть ваши различия!

Сюжет третий

"Семь сходств"

— Действительно, в каждом из нас значительно больше талантов, чем мы можем себе представить! — продолжает ведущий. — Дорогие друзья, а теперь протяните друг другу левую ладонь. И найдите на ладонях семь схожих черт. Затем поведайте нам о своих находках в научном трактате, который явится результатом ваших совместных исследований.

На выполнение этого задания отводится 12-15 минут. После чего пары озвучивают свои трактаты.

"Давайте говорить друг другу комплименты!"

Добрые искренние слова признания, признательности, восхищения всегда противостоят "системе оценивания". Нередко комплименты сегодня используют в качестве приемов манипуляции собеседником, и превращают их в лесть. В данной игре участникам предлагается обратиться к изначальному позитивному смыслу комплимента.

Игра начинается с небольшого информационного блока о "системе оценивания" и "системе принятия".

— Дорогие друзья! Вы, наверное, не раз задавали себе вопрос — отчего люди конфликтуют друг с другом. Причем, часто это происходит "по мелочам".

— Действительно, — продолжает ведущий после того как все участники обменяются мнениями, — это происходит из-за усталости, повышающей раздражительность, из-за общей неудовлетворенностью жизнью, из-за антагонизма между людьми…Когда люди работают вместе, они, естественно, замечают профессиональные, деловые качества и особенности друг друга. Нередко люди начинают себя сравнивать с другими — кто лучше, я или он. В чем я лучше, в чем я хуже…Особенно, если они получают разную зарплату и занимают разные должности. Встречались ли вам такие люди?

— К сожалению, таких людей немало, иногда и за собой мы может заметить тенденцию к оцениванию, — продолжает ведущий после того, как участники игры обменялись мнениями, — как только начинается сравнение, сразу же начинает работать так называемая "система оценивания", в которой мы существуем с детства. Оценки школьных учителей, оценки родителей, приятелей, значимых людей… Оценивают внешность и интеллектуальные возможности, деловые качества и способности организовать свою личную жизнь…Легко ли жить в постоянной ситуации оценивания?

— Да, это невероятно трудно, но… привычно! — продолжает ведущий после того, как участники игры обменялись мнениями. — К чему же это приводит? К чему может привести ситуация постоянного напряжения? К срыву, стрессу, конфликтам и так далее. Но некоторых людей ситуация постоянного оценивания закаляет и формирует у них дух конкуренции. Некоторые считают, что только конкурируя, доказывая, кто лучше, можно сделать успешную карьеру. Как вы считаете, возможно это?

— Иногда, да, — продолжает ведущий после того, как участники игры обменялись мнениями, — но тогда вопрос в другом: приносит ли это счастье, покой, легкость, воодушевленность?

— Действительно, слишком редко, — продолжает ведущий после того, как участники игры обменялись мнениями, — жить в состоянии "оценивания", конкурировать с другими, быть может, и добавляет остроты в жизнь, но сколько за это нужно платить? Как правило, цена конкуренции — духовная жизнь и свобода человека, именно это обычно приносится в жертву…Но, как же быть, спросите вы, если конкуренция так "плоха" (заметим, что это тоже оценка!), как же делать карьеру и успешный бизнес?

— Сегодня, — продолжает ведущий после того, как участники игры обменялись мнениями, — все больше крупных фирм делает ставку на сотрудничество друг с другом. Но как можно сотрудничать, если фирмы выпускают одну и ту же продукцию, предоставляют одни и те же услуги?

— Действительно, это возможно, — продолжает ведущий после того, как участники игры обменялись мнениями, — если знать ОСОБЕННОСТИ продукции другого. Конкуренция кончается там, где начинается внимание к особенностям другого. Основной вопрос "системы оценивания", порождающей конкуренцию, — "кто лучше?". Основной вопрос, порождающий сотрудничество — "каковы особенности другого?"… На этом вопросе построена "система принятия". Научившись внимательно наблюдать за другим и понимать его особенности, возможности, способности, мы можем понять сильные и слабые стороны другого. А зачем это нужно?

— Знание сильных сторон, — продолжает ведущий после того, как участники игры обменялись мнениями, — поможет нам разработать стратегию совместной работы. Знание слабых сторон поможет спрогнозировать ситуации риска, в которых нужно будет "подставить плечо". На этом строится взаимопомощь и взаимная поддержка. И это то, без чего не бывает команды!

— Но как тренировать в себе способность принимать другого и видеть его особенности? В этом нам поможет обучение искусству комплимента. Всем хорошо известно, что такое комплимент. Это так? И конечно, всегда приятно его слышать?… Иногда неприятно? Вам кажется, что это звучит неискренне? Может быть и так, но в таком случае, речь идет не о комплименте, а о лести. Льстецы, как известно, всегда имеют "заднюю мысль". Мы же сейчас поговорим о комплименте.

— "Давайте говорить друг другу комплименты — ведь это все любви счастливые моменты!" — рекомендовал Булат Окуджава. Действительно, настоящий комплимент способен сказать только человек с добрым, любящим сердцем. Комплимент — это приятные, искренние слова, подчеркивающие особенности другого. Говоря такие слова мы можем:

  • расположить к себе
  • снять напряжение
  • отметить достоинства
  • сгладить оплошность
  • оказать поддержку
  • создать настрой на совместную работу

— Комплимент поможет отметить особенности внешности, интеллекта, душевных качеств, таланта, стиля поведения и реагирования, жизненного и профессионального опыта; а также проявить внимание к объектам любви и гордости человека.

— В зависимости от ситуации и наших переживаний, мы можем использовать разные виды комплимента (листы с приведенной ниже таблицей раздаются участникам игры):

"Прямой комплимент" — здесь мы напрямую обращаемся к человеку. Говорим ему комплимент прямо "в глаза". "Косвенный комплимент" — в этом случае мы обращаемся к третьему лицу или лицам, о рассказываем им об особенностях человека
Восхищение. Например, "Ты — чудо!", "Вы — удивительная красавица!" "Этот человек не перестает удивлять своими талантами", "Это — душа нашей команды"
Антитеза. В данном виде комплимента мы сознательно приуменьшаем собственное достоинство, чтобы подчеркнуть его у другого. "Как это у тебя так получается? Научи меня", "Я думал, что прекрасно умею делать это, но у тебя это получается просто виртуозно" "Не перестаю удивляться его способностям, у меня так не получается"
"Куда нам до него! Он — лучший в своем деле"
Инверсия. Данный вид комплимента незаменим, когда нужно сгладить оплошность, "подставить плечо". Идея инверсии — превратить "минус" в "плюс", то есть перевернуть ситуацию, посмотреть на нее с другой стороны. "Спасибо тебе, благодаря тому, что ты совершил, как ты считаешь, ошибочное действие, мы все получили бесценный опыт, и эта ситуация войдет в нашу "Библиотеку защитных механизмов команды" "Несмотря на то, что ты здорово "напахал", мы все получили хороший урок, который пойдет всем на пользу". "Спасибо тебе, несмотря на отрицательный результат, мы получили положительный опыт, и знаем, как делать не надо!" "О том, ЧТО делать не надо, мы знали и раньше, а о том КАК делать не надо, получили опыт сейчас, благодаря тебе! Для нашей перспективы это очень важно" "Благодаря тому, что он вспоминает об обеде, мы имеем возможность не превращаться в трудоголиков"
"Она постоянно опаздывает! Но как прекрасно, что у нас есть в команде счастливый человек, который "часов не наблюдает"!"
Парадокс. Данный вид комплимента заинтриговывает человека. Строится парадоксальный комплимент следующим образом. После настораживающей информации выдерживается пауза и далее следует основная часть позитивной информации. "Честно говоря, лучше было бы, если бы в нашей команде не было критика. Эти риски, теневые стороны ситуации, лучше о них не знать, тогда можно хоть уверенно идти вперед, и…прийти к краху… Вот ведь, критик, не даёт пропасть команде! "Этот человек постоянно меня напрягает, не дает расслабиться…правда, благодаря этому у нас дела идут в гору!"

— Итак, дорогие друзья, — продолжает ведущий, — теперь, когда мы знаем довольно многое о комплименте, позволим себе совершенствовать это искусство. Для этого мы разделимся на группы из трех-четырех человек, и сядем так, чтобы не мешать друг другу. "Внешних" задач у групп нет. Просто в течении десяти минут вы имеете возможность приятно пообщаться друг с другом, о чем угодно. Важно только, чтобы все участвовали в беседе.

— У каждого члена группы есть "внутренняя" задача — наблюдать за своими собеседниками, подмечая их достоинства: внешнего вида, умения говорить, интонации, содержание речи и прочее.

По истечению десяти минут, ведущий останавливает все беседы и предлагает задание:

— Прошу вас опять образовать общий круг так, чтобы вы не сидели рядом с теми, с кем только что общались.

— Итак, вы общались, подмечая достоинства ваших собеседников. Теперь у вас есть время на то, чтобы написать несколько комплиментов каждому из них. Прошу вас взять отдельные листы на которых вы напишите комплименты каждому вашему собеседнику. Когда будете готовы, передайте лист с комплиментами адресату и возвращайтесь, пожалуйста, на свое место.

Хотя время выполнения задания не ограничивается (чтобы не вносить напряжение в этот тонкий процесс), обычно не требуется более 10-12 минут. После того, как участники игры отдадут и прочитают полученные комплименты, ведущий продолжает.

— Дорогие друзья! Наверное, сейчас вы держите в руках бесценные подарки. Ни что так не радует наше сердце, как доброе слово. Но нередко мы смущаемся, когда нам говорят комплименты, также нам бывает неловко произнести эти слова вслух. Именно поэтому мы писали комплименты письменно. Кроме того, "то, что написано пером, не вырубишь топором", и оно останется с нами.

— Но нам предстоит дать ответ на комплимент, — продолжает ведущий. — Подумайте, как можно ответить на эти слова… А теперь, пожалуйста, вновь создайте ваши малые группы, и ответьте вашим собеседникам на их комплименты.

На этот процесс отводится 12-15 минут.

Обсуждение игры

  • Приятно ли получать комплименты?
  • Легко ли делать комплименты?
  • Легко ли отвечать на комплименты?
  • Изменилось ли отношение к друг другу после игры, появились ли новые чувства?
  • Чему может научить команду эта игра?

Эту игру необходимо повторять несколько раз, так, чтобы каждый член команды смог сделать комплимент и ответить на него всем членам команды.

Опыт показывает, что задание "озвучить" комплименты вызывает напряжение. Это и неудивительно, в начале пути команды этот процесс довольно интимен. Привычка письменно составлять комплименты постепенно перейдет в способность их говорить.

Работа на общий результат вместо индивидуализма

 

Чтобы согласованно достичь результата, необходимо:

  1. Услышать и понять задачу
  2. Оперативно распределить функции между членами команды (кто руководит, кто в чем помогает)
  3. Каждому подготовить свой участок работ
  4. Совершить общие действия

В обсуждении игр, направленных на тренировку способности команды достигать общего результата, важно обратить внимание на следующие вопросы:

  1. Впечатления от игры
  2. Что необходимо для согласованного достижения общего результата?
  3. Что мешает достижению общего результата?
  4. Как команда может противостоять тому, что мешает достижению общего результата?

Главные дела жизни

Три сюжета этой игры ассоциируются с известной поговоркой: "Настоящий мужчина должен сделать в своей жизни три главных дела: построить дом, посадить дерево, и вырастить сына".

Сюжет первый

"Построить дом"

В течение 15 минут членам команды предлагается построить дом из того, что есть "под рукой", то есть находится в зале для занятий (стулья, столы, вешалки, бумага и пр.). Также можно использовать и "самих себя": изображать отдельные части дома.

— Мудрая поговорка гласит: "Настоящий мужчина должен сделать в своей жизни три главных дела: построить дом, посадить дерево, и вырастить сына", — говорит ведущий. — Сейчас мы займемся первым главным делом. У команды есть 15 минут для того, чтобы согласованно и слаженно построить красивый дом из подручных материалов, в том числе из самих себя. Дом должен быть удобным, просторным, функциональным. В нем должно найтись место для каждого из вас. В состав дома входят:

  • Фундамент
  • Стены
  • Крыша
  • Дверь
  • Окна
  • Внутреннее пространство: комнаты, мебель, интерьер
  • Небольшой садик около дома

— Вам необходимо быстро определиться с руководителем строительства, — продолжает ведущий, — и распределить обязанности: кто и что строит. Строить можно, повторяю, из того, что есть в этой комнате, включая самих себя. Через 15 минут ваш дом будет готов!

Сюжет второй

"Посадить дерево"

Для этой игры потребуется:

  • Просторный горшок или ящик для цветов
  • Земля
  • Семя или луковица цветка (лилия, тюльпан), или плодоносной культуры (фасоль, например)
  • Вода для полива

— Итак, — продолжает ведущий, — дом вы построили. Теперь важно посадить дерево. Перед вами: ящик для цветов, пакет земли и вода, — словом все, что необходимо. И, самое главное, — семя. Мудрецы говорят, что прежде чем посадить семя в землю, важно отстраниться от суеты, поразмышлять о высоком, напитать семя своей любовью, держа его в руках. Посадите же дерево!

Когда "дерево" будет посажено, важно будет найти для него место и поговорить о том, как о нем заботиться (регулярность полива, удобрения, добрые мысли и пр.)

Сюжет третий

"Вырастить сына"

— Растить сына, все равно, что растить дерево, — продолжает ведущий, — и ребенок и растение нуждаются в заботе. Мать дает ребенку жизнь. Что может сделать для ребенка отец?

— Мудрецы говорят, — продолжает ведущий после небольшого обмена мнениями среди участников, — что настоящий отец должен рассказать сыну о жизни. Поэтому любящие отцы рассказывают своим детям поучительные истории. Сейчас вам предстоит:

  • Договориться о том, какую поучительную историю вы выберите чтобы рассказать сыну; это может быть история из вашей жизни, небольшая сказка, притча или анекдот.
  • Выбрать "главного отца" — он же будет являться режиссером постановки спектакля.
  • Выбрать жанр постановки: пантомима, драма, трагедия, комедия или смешанный жанр.
  • Дать название спектаклю.
  • Осуществить театральную постановку вашей истории в выбранном вами жанре.

Этот сюжет можно снять на видео для обсуждения и для архива команды.

Творчество вместо стереотипных действий

Пересечение пустыни

Эта игра связана с "двигательным творчеством". Ведущий просит всех участников игры убрать и встать у одной стены комнаты.

— Представьте себе, — говорит ведущий, — что перед вами безводная пустыня. Оазис с водой далеко, на том конце комнаты. Вам предстоит пересечь пустыню и оказаться у противоположной стены. Но пустыня не прощает повторов. Поэтому пересекать ее можно только по очереди, причем своим, неповторимым способом. И каждый авторский вариант пересечения пустыни мы будем сопровождать аплодисментами, а на повторы реагировать унылым посвистом.

Движение начинает один из участников игры, когда он достиг противоположной стены, движение начинает следующий. И так происходит до тех пор, пока вся группа не окажется у противоположной стены. После этого движение продолжается в противоположном направлении. Группа возвращается обратно, так же демонстрируя разные способы пересечения "пустыни". Игру можно продолжать до тех пор, пока у игроков поддерживается интерес, и играют они с азартом.

Вопросы для обсуждения игры

  1. Удалось ли немного размяться?
  2. Трудным ли было для вас задание?
  3. В какой момент вы стали задумываться над его выполнением?
  4. Постоянный поиск нового решения утомлял, раздражал или увлекал вас?
  5. Чему может научить команду эта игра?

Все обсуждение игры проводится в контексте противостояния стереотипным действиям.

Творческая мастерская

Задания для развития креативности

Эти упражнения предназначены для актуализации и тренировки творческих способностей.

  1. Назовите 10 любых существительных нарицательных. Напишите историю, которая бы объединила единым сюжетом все эти слова. Нарицательные можно превращать в имена собственные, а также использовать их во всем многообразии значений.
  2. В течении 5 минут придумайте как можно больше способов использования шариковой ручки (граненого стакана, отвертки, зубочистки, скрепки, пуговицы, игральных карт, чехла от женского складного зонтика и пр.). Обсудив свои идеи с группой, коллегиально выберите наиболее оригинальный способ ее использования и придумайте историю, в которой будет использован выбранный вами способ.
  3. Придумайте как можно больше способов поимки льва. Напишите историю о наиболее оригинальном способе.
  4. Придумайте другие способы, с помощью которых принц может найти Золушку. Напишите продолжение сказки "Золушка" на основании наиболее оригинального способа.
  5. Если бы вы были директором автомобильного завода, что бы вы предприняли для повышения конкурентоспособности ваших машин. Придумайте как можно больше способов.
  6. Если бы вы были директором сельскохозяйственного кооператива, что бы вы сделали для увеличения прибыли вашего хозяйства. Придумайте как можно больше способов.
  7. Если бы вы были директором школы, что бы вы сделали, чтобы уровень подготовки выпускников был максимально высоким. Придумайте как можно больше способов.
  8. Если бы вам предстояло выучить японский язык, что бы вы предприняли. Придумайте как можно больше способов.
  9. Возьмите цветные карандаши и бумагу. Возьмите в руку простой карандаш. Закройте глаза, и позвольте вашей руке нарисовать, что угодно. Откройте глаза и раскрасьте получившийся рисунок.
  10. Все вместе сочините частушки на тему "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что"
  11. Все вместе сочините частушки на тему "Вместе справимся мы с делом".
  12. Возьмите большой лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры, или краски. Нарисуйте общую картину на тему "Наш общий успех".

Конструктивная самореализация вместо "борьбы за выживание"

 

Итак, члены команды — единомышленники. Однако, как среди единомыслия, объединенности общим результатом можно сохранить собственную индивидуальность? Как можно самореализоваться, если ты подчинен общим интересам?

С другой стороны, в команде, как и в любой другой группе людей, бывают разные ситуации. Могут столкнуться личные интересы и амбиции, проявиться плохое самочувствие и настроение, может нагнетаться напряжение в "полосе неудач", и…конфликт разгорается быстрей и интенсивней лесного пожара. Если столкновение интересов между членами команды еще можно преодолеть за счет понимания значимости работы на общий результат, то есть нечто, с чем бороться чрезвычайно трудно. Это — обида, или ощущение несправедливости. Дороги обид очень запутанны и полны ловушек. Обиды всегда порождают конфликты. А конфликты порождают "борьбу за выживание", после чего команда перестает быть командой.

Разбираться с личными обидами в команде — дело неблагодарное. Даже при успешном разрешении конфликта всегда остается рубец, теряется доверие. Поэтому для конструктивной самореализации всех членов команды чрезвычайно важно НЕДОПУСКАТЬ ОСТРЫХ КОНФЛИКТОВ, особенно основанных на личных обидах. Если команда имеет психолога, сопровождающего ее деятельность, это одна из его задач.

Аксиома, которую так сложно поддерживать на практике! Призрак конфликта, явного или скрытого, всегда ходит где-то рядом. Что можно ему противопоставить? Работу под девизом "Ребята, давайте жить дружно"? Однако каждый, кто работал в коллективе, знает, что это утопия.

Конфликту можно противопоставить только конфликт, но…КОНСТРУКТИВНЫЙ!

Клаус Фопель, говоря о "конструктивном конфликте", предполагал, что в команде единомышленников каждый имеет право на собственное мнение. Истина рождается в споре, участники которого не стремятся добиться поражения партнера. В контексте конструктивного конфликта каждый член команды имеет возможность совершенствовать искусство аргументации своей позиции, проявляя смелость, ответственность и понимание конечного результата.

Главное отличие "конструктивного конфликта" — акцент на разностороннее исследование проблемы на фоне отсутствия личных обид.

Искусству моделирования "конструктивного конфликта" и поведения в его условиях необходимо специально учиться.

Чтобы смоделировать "конструктивный конфликт" нужно придумать тему спора, сформулировать тезис и антитезис, замотивировать участников спора всесторонне исследовать проблему, искать веские аргументы и контраргументы.

Чтобы приобрести навыки поведения в условиях "конструктивного конфликта" необходимо научиться:

  • внимательно слушать партнера,
  • овладеть искусством аргументации и контр аргументации,
  • строить беседу, находя общее в разных позициях.

Внимательный Слушатель

Многие ошибки команда совершает из-за того, что чья-то интересная идея, предложение, мнение не были услышаны, или были неверно поняты. Главная проблема здесь — несформированность умения слушать партнера.

Задача игры

Oтработать у членов команды навык внимательного слушания и понимания партнера. Участники игры делятся на пары. Ведущий дает инструкцию:

— В паре: один является Рассказчиком, другой — Внимательным Слушателем. Договоритесь между собой, кто из вас будет Рассказчиком, а кто Слушателем. После выполнения задания вы сможете поменяться ролями. Задача Рассказчика, что-либо рассказывать, на любую тему: о новом кинофильме, книге, сортах цветов на участке, о погоде, о политике. Задача Слушателя — внимательно его слушать, стараться не перебивать. Периодически Слушатель кивает головой, говорит "угу", "да-да", "как интересно", "это просто удивительно". Словом любые короткие фразы, демонстрирующие вашу реакцию, и соответствующие тому, о чем рассказывает вам Рассказчик. На это вам отводится 12 минут. После чего, Рассказчик замолкает и отдыхает в течении 5 минут, которые нужны Слушателю, чтобы, как можно подробнее, записать то, что рассказал ему Рассказчик.

В процессе игры, если не возражают участники команды, можно проводить видеосъемку отдельных пар. В этом случае, при обсуждении сначала просматривается все, что говорил Рассказчик, потом группа узнает то, что записал Слушатель.

Вопросы для обсуждения:

  • Легко ли рассказывать, когда вас внимательно слушают?
  • Легко ли внимательно слушать?
  • Что мешало точно воспроизвести все то, о чем говорил Рассказчик?
  • Что необходимо для того, чтобы внимательно слушать?
  • Что необходимо для того, чтобы быть услышанным?

Обычно внимательно слушать партнера мешают собственные ассоциации, эмоции, суждения и прочее. Данное упражнение необходимо повторять многократно, чередовать его с другими заданиями, пока участники игры не скажут, что им легко слушать и понимать партнера, и не научатся максимально "близко к тексту" передавать то, о чем рассказал партнер.

Желающий понять

На основании умения слушать партнера, можно сформировать навык его понимания. Тот, кто хочет понять другого постоянно задает себе вопрос: "Что он имеет в виду?". Желание понять, что имеет в виду собеседник, позволяет сформулировать уточняющий вопрос, и получить на него ответ.

Задачи игры:

— Познакомить членов команды с приемами активного слушания;

— Сформировать у членов команды навыки активного слушания.

В начале игры ведущий знакомит участников с приемами активного слушания:

— Для того, чтобы понять суть идей другого, нужно иметь уверенность, что ты правильно его услышал и понял. Здесь нам на помощь приходят техники активного слушания. Давайте с ними познакомимся и потренируемся активно слушать партнера.

Техника первая

— "эхо". Она позволит вам лучше запомнить то, что сказал партнер. Чтобы лучше запомнить — нужно просто это повторить! Как эхо. Только в нашем случае, перед тем, как повторить высказывание партнера, мы будем использовать короткую вводную фразу: "Ты сказал…", "Ты говоришь…", "Вы говорите…". А заканчивать повторение фразы партнера можно коротким вопросительным словом: "Так?", или "Это так?", "Я тебя правильно понял?". То есть формула фразы-эхо выглядит следующим образом:

"Вводная фраза (вы говорите), повторение того, что сказал партнер, короткое вопросительное слово (это так)?"

Эту формулу можно выписать на доске

Вы говорите,…………, я вас правильно понял?

Например:

"Для команды главное — сотрудничество" — "Вы говорите, что для команды главное это сотрудничество, я вас правильно понял?"

Техника вторая

— "поддержка". Эта техника незаменима, когда ваш партнер чрезвычайно эмоционален, возбужден, расстроен. Слушая его, вы используете вводные фразы, оказывающие эмоциональную поддержку, и демонстрирующие понимание вами чувств собеседника:

"Я понимаю твои чувства…."

"Как, должно быть, это непросто…"

"Это так прекрасно, что…."

"Да, тебе пришлось нелегко…"

"Я очень рад за тебя…" и другие.

После "поддерживающей вводной фразы, вы повторяете то, о чем говорил ваш партнер. В этом случае допустимо слегка видоизменять фразу собеседника.

Например:

"Ну, как же так! Они опять ссорятся, каждый пытается доказать, что он прав! Это просто невозможно! Они разрушают командный дух!" — "Как, должно быть, вам нелегко наблюдать за этими ссорами! Ведь вы болеете за дух команды!"

Техника третья

— "интерпретация". Эта техника необходима, когда у вас уже есть гипотеза, относительно сути того, о чем говорит ваш партнер. Но вам необходимо проверить свою гипотезу. В этом случае, вы используете такие вводные фразы:

"Если я тебя правильно понял, то хочешь сказать…"

"Правильно ли я понял, ты имеешь в виду…."

"То есть, ты хочешь сказать, что…"

— В конце вашей гипотезы вы употребляете вопросительное слово, как и в случае с техникой "эхо": "так ли это?", "это ли ты имел в виду?" и пр. Таким образом, формула интерпретирующего вопроса выглядит так:

"Ты имеешь в виду, …. (гипотеза), правильно ли я тебя понял?"

Например:

"Что делать с моими людьми, просто не знаю… Надо придумать что-то такое, чтобы они поняли, что дела лучше делать вместе. А то каждый мнит себя "пупом земли", каждый хочет, чтобы успех принадлежал только ему одному!" — "Если я вас правильно понял, речь идет о сотрудничестве между вашими людьми, о формировании эффективно работающей на общий результат команды, правильно ли я вас понял?"

Все три техники выписываются на доску. Далее участники игры делятся на пары.

— Один из вас становится Рассказчиком, а второй Активным Слушателем. Задача Рассказчика — познакомить слушателя с какой-либо своей проблемой или идеей. Например, о том, как повысить мотивацию сотрудников, или, как улучшить жизнь в команде, семье, государстве; решить важную политическую проблему; усовершенствовать какую-либо технологию и пр. Задача Слушателя — постараться как можно точнее понять смысл идеи Рассказчика. При этом Слушатель может задавать уточняющие вопросы, используя техники активного слушания. На это вам дается 15 минут. После чего, Слушатель должен записать то, как он понял существо идей Рассказчика.

По согласованию с участниками, игра одной пары может быть записана на видео, и просмотрена всей группой перед тем, как послушать гипотезу Слушателя. Это упражнение необходимо проводить многократно, пока члены команды не научатся точно понимать смысл идей партнеров.

Полный список игр, направленных на формирование "командного духа", Вы можете получить, приобретя книгу Т.Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Фролова, Т. Грабенко "Технология создания команды": Санкт-Петербург, издательство "Речь". телефон (812) 323-76-70.
Rambler's Top100    Рейтинг@Mail.ru   
  Главная    Пики достижений •  Гостевая  •